Найти тему

Легкий штурмовик ЕМВ-312 «Тукано»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В 1978 г. бразильская авиационная фирма «Эмбраер», в соответствии с требованиями ВВС страны, приступила к проектированию турбовинтового учебно-тренировочного самолета «Тукано». Самолет предназначен, главным образом, для подготовки летчиков ВВС, а также для действий как легкий штурмовик, способный эффективно бороться в противоповстанче­ских операциях, при отсутствии современной системы ПВО. В соответствии с требованиями, он должен обладать высокой маневренностью, надежностью, выполнять полеты с грунтовых ВПП и посадочных площадок ограниченных размеров.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 16 августа 1980 г. На нем был установлен турбовинтовой двигатель РТ6А-25С мощностью 750 э. л. с. фирмы «Пратт-Уит­ни» с трехлопастным реверсивным винтом. В декабре того же года взлетел и второй самолет. После испытаний самолет стали называть Т-27 «Тукано». С сентября 1983 г. самолеты начали поступать на вооружение строевых частей ВВС Бразилии. В это же время были заключены контракты с Египтом и Ираком на поставку этих машин. Самолеты для обеих стран собирали в Египте на фирме «А01». Затем последовали заказы и от других стран, в основном из Юж­ной Америки (Гондурас, Венесуэла, Аргентина, Колумбия и др.). Даже такая авиационная страна, как Франция, также закупила эти самолеты для замены устаревших учебных реактив­ных машин «Мажистер». Французская машина EMB-312F имела планер с увеличенным ресур­сом, противообледенительной системой винта и фонаря кабины, измененную систему за­правки топлива и свою авионику с индикаторами на жидких кристаллах. Успех фирмы «Эм­браер» по продаже самолетов «Тукано» был подкреплен и продажей лицензии на их серийное производство английской фирме «Шорт». В Великобритании были построены 130 самолетов этого типа, но с более мощным двигателем «Эллайд Сигнал» в 1100 э. л. с. К концу 1996 г. об­щий объем заказов на эти самолеты составил уже 623 единицы, более 600 из которых уже по­ставлены заказчикам. Таким образом, самолет «Тукано» стал одним из наиболее удачных со­временных учебно-боевых самолетов, получивших заслуженное признание как в ВВС Брази­лии, так и за рубежом.

Имея такой успех, фирма еще в январе 1991 г. начала новую разработку самолета, полу­чившего обозначение ЕМВ-312Н «Супер Тукано». Машина создавалась под требования ВВС и ВМС США, объявивших международный конкурс на учебно-тренировочный самолет нового поколения. Он создавался при участии американской фирмы «Нортроп», так как по услови­ям конкурса требовалось обязательное привлечение субподрядчика из США. Машина отли­чалась от своего предшественника модернизированным планером с удлиненным и усилен­ным фюзеляжем, более мощным двигателем РТ6А-68-1 мощностью в 1600 э. л. с. с пятилопа­стным винтом фирмы «Пратт-Уитни». Была изменена форма и усилена конструкция фонаря. На самолете установили приемник спутниковой навигации, пять узлов внешней подвески, кабину защитили листами из кевлара, появилось новое катапультное кресло и ряд других усовершенствований.

9 сентября 1991 г. состоялся первый полет опытного самолета «Супер Тукано». Эта маши­на почти год (с сентября 1991 г. по август 1992 г.) проходила летные испытания в США. Од­нако бразильцам не удалось добиться успеха, предпочтение было отдано другому турбовин­товому самолету — швейцарскому УТС «Пилатус» РС-9. Тем не менее работы по самолету были продолжены, но уже в интересах национальных ВВС. После сертификации «Супер Тука­но» в Бразилии в августе 1994 г. ВВС страны заказали партию из 30 машин, получивших во­енное обозначение Т-29.

Бразилия, обладая огромной территорией, имела слаборазвитую транспортную инфра­структуру в районе реки Амазонки. Здесь контроль со стороны государства был весьма за­труднен и активно работали различные криминальные структуры. Контроль над этой терри­торией был возможен только с использованием авиации. В связи с этим в 1994 г. правительст­во Бразилии приступило к программе SIVAM. Она предусматривала создание своеобразного авиационного разведывательно-ударного комплекса. Этот комплекс включал бы в себя само­леты воздушного наблюдения и наведения, а также ударные самолеты. В качестве ударных и патрульных было решено использовать легкие штурмовики Т-29. Двухместный вариант полу­чил обозначение АТ-29, а одноместный — А-29.

В августе 1995 г. был подписан контракт на постройку двух опытных машин. Первый опытный двухместный вариант YAT-29 поднялся в воздух в 1996 г., а одноместный вариант YA-29 — в 1999 г. Двухместный вариант использовался для отработки бортового обзорно- прицельного оборудования, включающего контейнер с тепловизионной системой. ВВС Брази­лии заказали около 100 самолетов в двух вариантах. По программе SIVAM ведутся разработки самолета воздушного наблюдения и целеуказания (ДРЛО) EMB-145SA и самолета наблюде­ния за наземными (надводными) целями EMB-145RA. Вместе с этими самолетами штурмо­вики «Супер Тукано» образуют гибкую систему, способную обнаруживать, выслеживать и в случае необходимости уничтожать различные цели.

Самолет «Тукано» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасполо­женным прямым крылом. Фюзеляж — типа полумонокок. За двигательным отсеком располо­жена двухместная кабина с односекционным фонарем и катапультными креслами. В задней части фюзеляжа имеется небольшой багажный отсек. Шасси самолета — трехопорное, с носо­вым колесом. Основные стойки убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа. В носо­вой части фюзеляжа установлен ТВД РТ6А-25С. Суммарная емкость топливных баков 694 л.