В 1978 г. бразильская авиационная фирма «Эмбраер», в соответствии с требованиями ВВС страны, приступила к проектированию турбовинтового учебно-тренировочного самолета «Тукано». Самолет предназначен, главным образом, для подготовки летчиков ВВС, а также для действий как легкий штурмовик, способный эффективно бороться в противоповстанческих операциях, при отсутствии современной системы ПВО. В соответствии с требованиями, он должен обладать высокой маневренностью, надежностью, выполнять полеты с грунтовых ВПП и посадочных площадок ограниченных размеров.
Опытный образец самолета совершил свой первый полет 16 августа 1980 г. На нем был установлен турбовинтовой двигатель РТ6А-25С мощностью 750 э. л. с. фирмы «Пратт-Уитни» с трехлопастным реверсивным винтом. В декабре того же года взлетел и второй самолет. После испытаний самолет стали называть Т-27 «Тукано». С сентября 1983 г. самолеты начали поступать на вооружение строевых частей ВВС Бразилии. В это же время были заключены контракты с Египтом и Ираком на поставку этих машин. Самолеты для обеих стран собирали в Египте на фирме «А01». Затем последовали заказы и от других стран, в основном из Южной Америки (Гондурас, Венесуэла, Аргентина, Колумбия и др.). Даже такая авиационная страна, как Франция, также закупила эти самолеты для замены устаревших учебных реактивных машин «Мажистер». Французская машина EMB-312F имела планер с увеличенным ресурсом, противообледенительной системой винта и фонаря кабины, измененную систему заправки топлива и свою авионику с индикаторами на жидких кристаллах. Успех фирмы «Эмбраер» по продаже самолетов «Тукано» был подкреплен и продажей лицензии на их серийное производство английской фирме «Шорт». В Великобритании были построены 130 самолетов этого типа, но с более мощным двигателем «Эллайд Сигнал» в 1100 э. л. с. К концу 1996 г. общий объем заказов на эти самолеты составил уже 623 единицы, более 600 из которых уже поставлены заказчикам. Таким образом, самолет «Тукано» стал одним из наиболее удачных современных учебно-боевых самолетов, получивших заслуженное признание как в ВВС Бразилии, так и за рубежом.
Имея такой успех, фирма еще в январе 1991 г. начала новую разработку самолета, получившего обозначение ЕМВ-312Н «Супер Тукано». Машина создавалась под требования ВВС и ВМС США, объявивших международный конкурс на учебно-тренировочный самолет нового поколения. Он создавался при участии американской фирмы «Нортроп», так как по условиям конкурса требовалось обязательное привлечение субподрядчика из США. Машина отличалась от своего предшественника модернизированным планером с удлиненным и усиленным фюзеляжем, более мощным двигателем РТ6А-68-1 мощностью в 1600 э. л. с. с пятилопастным винтом фирмы «Пратт-Уитни». Была изменена форма и усилена конструкция фонаря. На самолете установили приемник спутниковой навигации, пять узлов внешней подвески, кабину защитили листами из кевлара, появилось новое катапультное кресло и ряд других усовершенствований.
9 сентября 1991 г. состоялся первый полет опытного самолета «Супер Тукано». Эта машина почти год (с сентября 1991 г. по август 1992 г.) проходила летные испытания в США. Однако бразильцам не удалось добиться успеха, предпочтение было отдано другому турбовинтовому самолету — швейцарскому УТС «Пилатус» РС-9. Тем не менее работы по самолету были продолжены, но уже в интересах национальных ВВС. После сертификации «Супер Тукано» в Бразилии в августе 1994 г. ВВС страны заказали партию из 30 машин, получивших военное обозначение Т-29.
Бразилия, обладая огромной территорией, имела слаборазвитую транспортную инфраструктуру в районе реки Амазонки. Здесь контроль со стороны государства был весьма затруднен и активно работали различные криминальные структуры. Контроль над этой территорией был возможен только с использованием авиации. В связи с этим в 1994 г. правительство Бразилии приступило к программе SIVAM. Она предусматривала создание своеобразного авиационного разведывательно-ударного комплекса. Этот комплекс включал бы в себя самолеты воздушного наблюдения и наведения, а также ударные самолеты. В качестве ударных и патрульных было решено использовать легкие штурмовики Т-29. Двухместный вариант получил обозначение АТ-29, а одноместный — А-29.
В августе 1995 г. был подписан контракт на постройку двух опытных машин. Первый опытный двухместный вариант YAT-29 поднялся в воздух в 1996 г., а одноместный вариант YA-29 — в 1999 г. Двухместный вариант использовался для отработки бортового обзорно- прицельного оборудования, включающего контейнер с тепловизионной системой. ВВС Бразилии заказали около 100 самолетов в двух вариантах. По программе SIVAM ведутся разработки самолета воздушного наблюдения и целеуказания (ДРЛО) EMB-145SA и самолета наблюдения за наземными (надводными) целями EMB-145RA. Вместе с этими самолетами штурмовики «Супер Тукано» образуют гибкую систему, способную обнаруживать, выслеживать и в случае необходимости уничтожать различные цели.
Самолет «Тукано» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом. Фюзеляж — типа полумонокок. За двигательным отсеком расположена двухместная кабина с односекционным фонарем и катапультными креслами. В задней части фюзеляжа имеется небольшой багажный отсек. Шасси самолета — трехопорное, с носовым колесом. Основные стойки убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа установлен ТВД РТ6А-25С. Суммарная емкость топливных баков 694 л.