По мнению многих исследователей , книга «Властелин колец» является редчайшим сплавом христианства, лингвистики, литературы, мифологии и истории.
Будучи убежденным христианином, сам Толкин считал свой роман глубоко христианским. «Сперва это получалось у меня само собой, потом стало сознательным», —писал он.
«Властелин колец» переведен на 38 языков и является одной из самых популярных книг ХХ века.
— Да нет, я, конечно, очень хочу, чтобы оно… чтобы стало недоступно!— заторопился Фродо. — Только пусть это не я, пусть кто-нибудь другой, разве такие подвиги мне по силам? Зачем оно вообще мне досталось, при чем тут я? И почему именно я?
— Вопрос на вопросе, — сказал Гэндальф, — а какие тебе нужны ответы? Что ты не за доблесть избран? Нет, не за доблесть. Ни силы в тебе нет, ни мудрости. Однако же избран ты, а значит, придется тебе стать сильным, мудрым и доблестным.
Главный герой «Властелина колец» — хоббит Фродо совсем не похож на героя эпоса. Фродо — обыватель, герой поневоле, и именно этим близок каждому читателю.
— Какая все-таки жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!
— Жалость, говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужды убивать нельзя. И за это, друг мой Фродо, была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а все потому, что начал с жалости! <...>
— Он заслужил смерть.
— Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им — легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить — чтобы уж всем было по заслугам? А нет — так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть все.
Еще один яркий герой – Сэм. Он простой садовник, но именно Сэм много раз спасает Фродо. Именно Сэм в конце концов уничтожает кольцо зла, несмотря на то, что Фродо все же поддался его злой воле…
И Фродо и Сэм – оба очень простые и поэтому подавляющее большинство читателей легко себя ассоциируют с ними, что делает и книгу и фильм очень притягательными.