Чувство вины лишь сопровождает раскол воли.
Юрген Хабермас
Василий недовольно поморщился. Очередной клиент отказался работать с ними. Причём довольно крупный.
- Лёня, зайди.
Он положил трубку. Да уж, словно сглазили. В последнее время ничего не ладится. С Инной совсем испортились отношения, дочь Машка хамит почти в открытую. Теперь пошли проблемы по бизнесу. Это уже третий отказ за прошедший месяц.
Василий хмуро смотрел, как его партнёр и заместитель аккуратно усаживается в низкое кресло.
- Складки на брюках бережёшь, Лёнь? У нас фирма разваливается, контракты расторгаются, а ты о складках думаешь.
- У меня встреча вечером. Себя в любом случае надо блюсти. - Усмехнулся Леонид. - Отец покойный говорил, что у настоящего солдата даже в бою должен быть белоснежный подворотничок.
- Ну, ты не солдат, а работа не бой.
- А вот тут ты ошибаешься, партнёр. Бизнес - это всегда бой. А ты, кажется, расслабился. Ты, Василий, перестал стремиться к чему-то новому, остановился в развитии. А конкуренты не дремлют.
- Иди ты, Лёня, знаешь куда. - Разозлился Василий. - Иди на свою встречу.
Леонид прав. В последние полгода мучила его непонятная депрессия. Ничего не хотелось, ничто не радовало. Всё чаще вспоминал мать, с которой поссорился много лет назад и с тех пор даже не позвонил ни разу. Гордость, проклятая, не давала. Сама прибежит, думал. Но мать помощи не просила, лишь интересовалась несколько раз, хорошо ли всё у него. Он отвечал коротко и сухо, так и не заставив себя спросить, как дела у неё.
Инна всё чаще отказывала ему не только в близости, но и в простом общении.
- Я занята. - Обычно говорила жена.
Он хотел было нанять частного детектива, но передумал. Если он скажет, что Инна изменяет ему, что это даст. Ни-че-го! Только усугубит его состояние. И поэтому Василий предпочитал проводить время на диване в компании бутылки коньяка.
Коньяк был хорошим партнёром, но не в бизнесе. Через некоторое время оказалось, что жена переезжает к Леониду вместе с дочерью и документами на фирму, которые Василий, сам того не ведая, как-то невзначай подписал.
А ещё через неделю, напившись, он едва не сгорел в собственном доме, страховка на который закончилась ровно полгода назад. Спас Василия сосед, вовремя вызвавший пожарную бригаду. Хорошо, что хоть деньги на личных счетах уцелели в процессе развода.
"Может, урок мне это". - Решил он и поехал к матери. Приехал, да поздно. Болевшая несколько последних лет, она умерла в реанимации в день приезда сына.
* * * * *
Василий сидел в больничном сквере, опустошенный и раздавленный. В руках непочатая бутылка водки.
- У вас что-то случилось?
Две пожилые женщины. Одна похожа на его маму. Или это только кажется так. Он маму много лет не видел. Вот духи у этой женщины точно, как у неё... Были. Этот запах Василий с детства помнил. И тут случился срыв. Он, здоровый мужик, рыдал, рассказывая им всё. Стресс выходил со слезами и рвотой. А они слушали, говорили что-то ласковое. Та, что на маму похожа, гладила по голове.
Они же и с похоронами помогли, а потом привели Василия в духовный центр, который сами ещё иногда называли общиной. Наставник говорил вроде бы правильные вещи. Василий слушал и чувствовал, как душа светлеет, отпускает боль.
Впрочем, сначала он даже не вдумывался в слова, а когда немного успокоился, они показались ему бессмысленными. Но это и хорошо было. Думать ни о чём не хотелось. Он ходил на собрания, слушал бесконечные лекции, возвращался в квартиру матери и засыпал. Постепенно к нему вернулась способность анализировать. Василий заметил, что в центре совсем мало мужчин. В основном женщины, дети и подростки. Одна из посетительниц очень понравилась ему.
Бывшая жена сказала бы, что эта женщина "непрезентабельна". Сама Инна была очень даже презентабельна: следила за фигурой, всегда с макияжем, модно и дорого одета. А Ксения, слегка полноватая, имела внешность простушки. Лишь глаза выдавали нестандартную и умную, но пережившую глубокую драму личность. И Василий, собравшийся покинуть общину, решил задержаться.
* * * * *
Ксения посещала центр уже четыре года. В своё время девушка отучилась на экономическом, а после работала рядовым бухгалтером в небольшой фирме. Отец, растивший её один, после смерти мамы то и дело уходил в длительные запои. Дочь боролась за него, как могла. Но в один из таких периодов, вернувшись домой, нашла в кухне на полу бездыханное тело. Отец упал, стукнувшись головой о батарею. Приехавшим врачам скорой осталось лишь констатировать его смерть. Так она осталась совсем одна.
Вниманием парней Ксюша никогда избалована не была. В школе на девочку обращали внимание лишь тогда, когда надо было списать задание. Училась она отлично, но вечный комплекс собственной ненужности не давал Ксюше быть "как все". Она сторонилась одноклассников, при этом страстно мечтая о настоящей любви и дружбе. Не случилось.
Однажды к ним на работу пришёл парень из компьютерного салона. Его пригласил директор, намеревающийся обновить оборудование. Они долго о чём-то беседовали, а молодой человек во время разговора всё время косился на Ксению, которую его внимание страшно смущало.
Уже уходя, он неожиданно задержался и тихо спросил:
- Вы свободны сегодня вечером? Может быть, попьём где-нибудь кофе?
Она согласилась скорее от неожиданности, чем с радостью, но весь оставшийся день сидела как на иголках, нетерпеливо поглядывая на часы. Ведь, по сути, это было первое свидание за четверть века её жизни.
Вадим оказался обходительным парнем, и Ксения влюбилась без памяти. Вскоре они уже жили вместе в её квартире. Девушка просто летала от счастья, а когда любимый сделал ей предложение, поняла: ради этого стоило столько ждать. Расписались они скромно. На торжестве были только две девочки из Ксюшиной бухгалтерии, и друг Вадима.
Потянулись семейные будни. Она хлопотала вокруг мужа, старательно готовя борщи в будни и балуя Вадика пирогами по выходным. Потом Ксюшу вдруг начало тошнить от запахов, и она, купив в аптеке тест, с удивлением обнаружила две полоски.
- Вадик, у нас будет ребёнок! - Радость переполняла Ксению. Она уже давно переходила на другую сторону улицы, встречая бывших одноклассниц с колясками или цепляющимися за материнские руки детьми. Время шло. У всех рождались дети, и только она по-прежнему шла по улице в одиночестве. А тут вдруг такое счастье!
Муж её восторга не разделил. Задумчиво потёр лоб, сел за компьютер. Потом встал и прижал к себе Ксюшу.
- Малыш, не вовремя этот ребёнок, понимаешь. Мне шеф обещал перевод в московский офис. Это такие перспективы, Ксюш!
Она смотрела непонимающе.
- Ну, что ты молчишь? Неужели не хочешь, чтобы мы с тобой вырвались из этого болота? Не хочешь уехать из квартиры, где умерли твои родители? Москва, Ксюшка, вот это город! Хочешь в Москву?
- Хочу.
- Ну, вот видишь! И я хочу! На первых порах, конечно трудно придётся. Жильё снимать, работать много. Ну, сама подумай, какой сейчас ребёнок.
Он так правильно и убедительно всё говорил, что Ксения пошла на аборт. А потом лежала с осложнением в больничной палате лицом к стене и думала, что же она натворила. Врач сказал, что забеременеть Ксения больше не сможет. Надо уезжать, уезжать быстрее.
* * * * *
Пока она лежала в больнице, Вадик снял для них временное жильё и выставил на продажу Ксюшину квартиру. С нетерпением ожидая отъезда, женщина совсем не ждала дурного известия: Вадим подал на развод.
- Я не готов к тому, чтобы у меня была неполноценная семья. Одно дело - подождать с детьми, другое - не иметь их совсем. Нас быстро разведут, если ты переживаешь. А имущество всё равно делится пополам.
Она была настолько потрясена случившимся, что не высказала сомнения в правоте его слов и даже не думала бороться. Безропотно взяла в руки карту со своей долей денег от проданной квартиры и положила её в карман пальто. Безучастно смотрела, как любовь всей её жизни, теперь уже бывший муж, стоит у двери с сумкой.
- Квартира оплачена до конца месяца, Ксюш. Ты извини, что так получилось. Жизнь продолжается. Ты ещё встретишь того, кто будет лучше, чем я.
Его слова отозвались в голове звенящей пустотой. Ксения вообще не поняла и не услышала их. И только, когда со двора раздался звук отъезжающей машины, разрыдалась. Всё. Ей больше нет смысла жить. Она своими руками убила собственного ребёнка. А ведь только ему она могла быть нужна по-настоящему. Никому и никогда больше...
В ту ночь её, готовую сорваться вниз с единственного в их городе моста, удержала мужская рука. Участливые глаза за стёклами в золотой оправе, слова, от которых становилось легче, и надежда, что даже такой тяжкий грех можно искупить.
Ксения оказалась одной из немногих, кого привёл в центр сам Наставник, и пользовалась его особым расположением и вниманием, даже после того, как все деньги со злополучной карты перекочевали в фонд центра "во искупление".
Сама женщина не чувствовала освобождения, но ежедневно приходила сюда, потому что кроме этого места, пойти ей было просто некуда, а оставаться одной с недавних пор было невыносимо. Она помогала проводить собрания, машинально гладила по головам чужих детей и каждый раз захлёбывалась своей непрошедшей болью, принимая её, как заслуженное наказание.
Из прежней фирмы Ксения ушла, чтобы ничто не напоминало ей о произошедшем, и, как ни странно, устроилась в организацию с более высокой зарплатой. Теперь хватало не только на то, чтобы снимать квартиру, но и появилась возможность выделять средства на благие цели их центра.
* * * * *
На мужчину, появившегося здесь недавно, она не обратила внимания. Пока в один из дней он осторожно не дотронулся до её руки.
- Простите...
Она вздрогнула и отступила.
- Простите. - Повторил он. - Не могли бы вы...
Мужчина спрашивал какую-то ерунду о правилах общины, а она вежливо и терпеливо, как полагалось у них, отвечала, пока вдруг не заметила, что он как-то странно смотрит на неё.
- Мне сейчас не всё понятно. - Он говорил тихо, чтобы не привлекать внимания остальных. - Я в какой-то момент потерял сам себя...
А дальше он описал то, что происходило с ней самой все последние годы. Ксения слушала и не могла поверить, что другой человек способен испытывать такую же боль, стыд, раскаяние. Незнакомец говорил просто. Его рассказ нисколько не напоминал проповеди Наставника, но ей хотелось слушать.
Из центра в этот вечер они вышли вместе.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------