Найти тему
Заметки бухгалтера

5 правил, которые помогут соблюсти 115-ФЗ

Бухгалтерские фирмы как субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» должны собирать данные клиентов, хранить их, оценивать риски и обучать сотрудников. Рассказываем, как автоматизировать этот процесс и снизить рутинную нагрузку всего за пять простых шагов.

📌1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Это инструмент, который позволяет в онлайне обмениваться данными с регулятором и скачивать перечни, которые публикует Росфинмониторинг. Регистрация несложная, можно заполнить форму на сайте.

📌 2. Разработать правила внутреннего контроля и назначить специальное должностное лицо

Это главный документ организации по соблюдению «антиотмывочного» закона. Требования к составлению ПВК для бухгалтерских фирм детально описаны в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188. Правила нужно обновлять каждый раз, когда меняется законодательство. Следит за этим сотрудник — специальное должностное лицо. Но есть важное условие: он может приступить к работе только после прохождения целевого инструктажа.

📌 3. Проводить идентификацию клиентов до приема на обслуживание

«Антиотмывочный» закон обязывает бухгалтерские фирмы собирать и подтверждать сведения о клиенте перед приемом на обслуживание.

Важные этапы идентификации:

- присвоение уровня риска;

- сверка с перечнями Росфинмониторинга;

- подготовка и хранение анкеты клиента.

Часто нагрузка по выполнению требований законодательства ложится на плечи бухгалтеров, так как в штате нет отдельного специалиста. Эту работу облегчат сервисы СБИС для соблюдения 115-ФЗ. В нем есть все необходимые инструменты для быстрой идентификации клиентов.

📌 4. Регулярно проверять клиентскую базу по перечням

- террористов и экстремистов;

- лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения;

- Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Советую проверять всех без исключения клиентов, чтобы максимально снизить риски. Если обнаружите действующего клиента в списках, приостановите его обслуживание и сообщите в Росфинмониторинг. Автоматизированный поиск по спискам в Контур.Призме позволит в разы сократить время проверки.

📌 5. Обновлять анкеты клиентов и хранить их

По каждому клиенту нужно заводить формализованную анкету. Бухгалтеры должны своевременно и регулярно обновлять сведения. По закону анкету нужно хранить весь срок обслуживания клиента и еще 5 лет после завершения сотрудничества.

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

✅По вопросам любым 👉

🌐http://accountant-ks.ru/