Бухгалтерские фирмы как субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»» должны собирать данные клиентов, хранить их, оценивать риски и обучать сотрудников. Рассказываем, как автоматизировать этот процесс и снизить рутинную нагрузку всего за пять простых шагов.
📌1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
Это инструмент, который позволяет в онлайне обмениваться данными с регулятором и скачивать перечни, которые публикует Росфинмониторинг. Регистрация несложная, можно заполнить форму на сайте.
📌 2. Разработать правила внутреннего контроля и назначить специальное должностное лицо
Это главный документ организации по соблюдению «антиотмывочного» закона. Требования к составлению ПВК для бухгалтерских фирм детально описаны в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188. Правила нужно обновлять каждый раз, когда меняется законодательство. Следит за этим сотрудник — специальное должностное лицо. Но есть важное условие: он может приступить к работе только после прохождения целевого инструктажа.
📌 3. Проводить идентификацию клиентов до приема на обслуживание
«Антиотмывочный» закон обязывает бухгалтерские фирмы собирать и подтверждать сведения о клиенте перед приемом на обслуживание.
Важные этапы идентификации:
- присвоение уровня риска;
- сверка с перечнями Росфинмониторинга;
- подготовка и хранение анкеты клиента.
Часто нагрузка по выполнению требований законодательства ложится на плечи бухгалтеров, так как в штате нет отдельного специалиста. Эту работу облегчат сервисы СБИС для соблюдения 115-ФЗ. В нем есть все необходимые инструменты для быстрой идентификации клиентов.
📌 4. Регулярно проверять клиентскую базу по перечням
- террористов и экстремистов;
- лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения;
- Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Советую проверять всех без исключения клиентов, чтобы максимально снизить риски. Если обнаружите действующего клиента в списках, приостановите его обслуживание и сообщите в Росфинмониторинг. Автоматизированный поиск по спискам в Контур.Призме позволит в разы сократить время проверки.
📌 5. Обновлять анкеты клиентов и хранить их
По каждому клиенту нужно заводить формализованную анкету. Бухгалтеры должны своевременно и регулярно обновлять сведения. По закону анкету нужно хранить весь срок обслуживания клиента и еще 5 лет после завершения сотрудничества.
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
✅По вопросам любым 👉
🌐http://accountant-ks.ru/