Представьте себе условную Марфу Петровну, которая любит зелёный чай. А теперь представьте воскресный день и Марфу Петровну в окружении домочадцев. Марфа Петровна захотела чаю. Бывает. Женщина идёт на кухню, ставит чайник и делает чай. Мужу, взрослому сыну, дочке-подростку, маме, которая приехала погостить на недельку. Кипяток заканчивается. Нужно бы отнести всем чай, пока не остыл. Тем временем семейство уселось перед телевизором. Начинается фильм, который все хотели посмотреть. На то, чтобы пойти на кухню, поставить чайник, приготовить ещё чашку чая, времени уже нет. Марфа Петровна садится на диван и смотрит фильм вместе со всеми. Чаю всё ещё хочется, но пропустить какой-нибудь интересный момент не хочется. Хорошо, что существуют рекламные паузы. В первую же паузу сын Марфы Петровны идёт на кухню и возвращается назад с чашкой чая и печеньем. Чай молодой человек налил только себе. Марфа Петровна расстроена. Она-то позаботилась обо всех, принесла им чай, а о ней никто не позаботился.
Та же Марфа Петровна переводит существенную для себя сумму денег подруге, от которой неделю назад ушёл муж. Не сказать, что подруга бедствует, просто Марфа очень хотела сделать что-то приятное, чтобы поддержать женщину. Так и написала в комментарии к переводу, мол, порадуй себя чем-нибудь, отвлекись от мыслей об этом му нехорошем человеке. Вечером того же дня Марфа приходит на массаж. Массаж — единственная большая радость в жизни Марфы Петровны. Расплачиваясь, Марфа сообщает массажисту, что вынуждена взять перерыв недели на две, потому как с деньгами сейчас не очень. Массажист, которому Марфа успела поведать о своём альтруистичном поступке в адрес подруги, удивлён, ведь тех денег, которые были отправлены подруге, хватило бы на пять сеансов массажа.
Марфа Петровна в последнее время постоянно ощущает себя уставшей, ей очень хочется, чтобы пришёл кто-то большой и сильный, взял бы на ручки, позаботился бы. Большие и сильные в окружении, вроде бы, даже присутствуют, вот только на ручки брать не стремятся. Грустно Марфе Петровне.
Со стороны, кстати, Марфа Петровна отнюдь не производит впечатление женщины, которая устала, у которой нет ресурса позаботиться о себе, которая отчаянно нуждается в заботе. Напротив, Марфа всем видится очень сильной, энергичной и самостоятельной. Она умудряется всем помочь, поддержать, обо всех позаботиться. Со стороны очевидно, что силы есть и ресурсы тоже в наличии. Многие даже завидуют женщине.
Никто не знает, что всю себя Марфа Петровна тратит на других, ожидая при этом в ответ аналогичных трат. Загвоздка в том, что окружающие не подписывались на такое. Они сначала заботятся о себе, а потом уже о других, причём по остаточному принципу, если, конечно, речь не идёт о спасении чьей-то жизни.
Зачем Марфа так себя ведёт? Почему не может позаботиться и о себе тоже, если ресурсы, в принципе, есть?
Например, у Марфы есть идея о каком-то мире, где все друг другу помогают, где каждый поступает с другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали с ним. Или, например, Марфа пытается таким образом заслужить любовь окружающих, не веря в то, что её можно любить безо всяческих подвигов с её стороны. А может, женщина таким вот образом демонстрирует свою важность, успешность, значимость. Или... или... или...
Любая мотивация может быть. Проблема не в том, зачем, а в том, что в какой-то момент вложения Марфы перестают окупаться. По её собственным ощущениям. Не покрывает та важность, нужность, идея о справедливом мире или что-то ещё, затрат Марфы Петровны. Отсюда растёт недовольство миром, людьми, своей жизнью. Отсюда — страдание.
Что может сделать Марфа Петровна, обнаружив себя в таком тупике?
Для начала она может посмотреть на множество длинных цепочек, которые создаёт, где если Маша хочет кашу, она варит её Серёже, а сама ждёт, пока ей кашу приготовит Павел, который в свою очередь ждёт каши от Светы... Просто начать замечать, как она хочет чего-то для себя, а делает это для других, тратя на них всю себя и естественно ожидая потом, что кто-то сделает что-то для неё. Замечать ситуации, замечать свои потребности, замечать свои ощущения. Замечать, что она получает, реализуя свою стратегию. Любовь ли, подтверждение значимости ли, что-то ещё.
Возможно, в итоге Марфа Петровна придёт к тому, что её всё устраивает, и продолжит сознательно заботиться о других, получая взамен ту самую любовь, значимость или что-то ещё. Возможно, женщина перестанет усложнять и удлинять цепочки, и будет жить не в мире, где если Маша хочет кашу, она варит её Серёже, а сама ждёт, пока ей кашу приготовит Павел, который в свою очередь ждёт каши от Светы, а в таком, где каждый из этих людей сам готовит себе кашу, научится заботиться о себе самостоятельно, а не ждать кого-то большого и сильного, кто возьмёт на ручки. Вполне вероятно, кстати, что во втором варианте ресурсов у Марфы прибавится, как на себя, так и на других.