Вячеслав Кон, режиссер, драматург, продюсер кино,
Аспирант кафедры философской антропологии
Философского факультета МГУ.
«Спасение в мифе, реальность убивает» Э. Ионеско.
Анонсирование:
Практикум по развитию способности видеть кино «изнутри» с перспективой в создании личного и общественного блога, сайта с рецензиями, публикациями, комментариями !и даже потом создавать свое кино! Опыт совместного исследования, создающий и раскрывающий, опыт коммуникации и сотворчества, опыт на перспективу и рецензию предыдущих дней. Почти «третий глаз» (шутка), но потрясающий пример Дзиги Вертова – это переход в художественную реальность в пространстве сингулярности (если этого не бояться, а «смелым покоряются моря»)!
Описание проекта.
Понять и принять замысел фильма — это изменить свою жизнью. А именно к этому стремятся подлинно талантливые создатели кино – режиссер, художник и оператор. Чтобы талантливое кино открылось и развивалось – нужен талантливый зритель. Именно тогда авторы фильмов будут создавать талантливое кино. Когда будет развиваться и укрепляться талантливый зритель. Талант зрителя важно и нужно развивать. Как? Мы проведем ряд лекций в формате диалогов, обсуждений, конструирование совместного смысла и понимания, обретение инструментария восприятия кино, метода проникновения в замысел, в творческую мастерскую создателей кино. Это позволит не только понимать киноискусство изнутри, но и активно влиять на него средствами своих размышлений, высказываний, заметок, комментариев, рецензий. Авторы фильмов ждут этот диалог со зрителем и мы его создадим, построим и будем развивать в течении 2.5 месяцев, а потом закрепим теоретические навыки практическим применением. Многие из Вас смогут открыть в себе не только способности смотреть кино, но и развивать его через свои высказывания, для некоторых это может стать дополнительной интересной деятельностью, и даже при поддержке финансирования заинтересованной аудитории.
Поэтапно и постепенно мы создадим не только индивидуальные направления, но и организуем клубы единомышленников и группы активных деятелей научного и общественного характера.
Лекции будут проходит в формате Диалога, который позволит создавать идею и смысловые конструкции по принципу «здесь и сейчас» для дальнейшего домашнего осмысления и детальной проработки, также этот метод позволит создавать смысловые конструкции, которые соединяют и объединяют людей, что дает хороший практический опыт для дальнейшего его применения в личных и производственных коммуникациях. К практическому упражнению коммуникаций мы добавим освоение зарисовок и записей «проявляющихся» содержаний, которые могут лечь в основу научной работы или публикаций в общественных сетях, а также для индивидуального творчества и переноса их в монографии, автобиографии, дневники или послания в будущее потомкам.
Наши встречи будут проходит в Zoom – простая и доступная платформа.
Важно: к каждой встрече подготовить блокнот с ручкой для рисунков и записей, заготовить несколько вариантов интересующих фильмов и авторов кинолент, которые особо волнуют, требуют глубокого рассмотрения и обсуждения, у кого-то это применимо к его деятельности.
Принять во внимание, что киноискусство способно менять человека и его образ жизни с его деятельностью, поэтому пофантазировать, придумать, уловить цель улучшения, углубления, укрупнения своего образа жизни и держать его всегда впереди себя на каждой встрече.
«Диалоги» занимают 2.5 часа 1 раз в неделю. Общий курс будет разбит на 2 этапа по 8 встреч. 3 блок сформируется по заявкам участников и узкому практическому назначению по индивидуальным запросам.
Основные темы наших обсуждений:
1. Антропология кино и человека в нем.
2. Режиссерское, операторское, художественное виденье кино как изображение жизни организованной рамкой для создания иной реальности.
3. История киноязыка и раскрытие его в восприятии картины кино.
4. Мир кино и его законы, жанры, форматы.
5. Технология и воплощения визуального ряда.
6. Цели и задачи кинематографа в отличии от литературы, изобразительного искусства и словесности.
7. Решения «видеть» – что и как?
8. Качество «виденья» и его духовная рецепция.
9. Кино как иная реальность.
10. Переход в иную реальность.
11. Жизнь в кино. Личный опыт. Исторический, трансцендентный.
12. Кино как жизнь.
13. Дух кино.
14. Бог кино - Жанр, как жить….
15. Точка бифуркации в зоне сингулярности современного мироощущения.
Обоснование:
Курс решит проблему с восприятием киноискусства. В большей части зритель воспринимает фильм как историю – сюжетная линия с драматическими событиями, поворотными моментами и разрешением основного конфликта в финале. Некоторые зрители способны обратить внимание на характеры персонажей и понять причину поведения их в общем действии, кто-то создает конфликт, а кто-то его разрешает. Некоторые зрители разгадывают психологические подтексты и тем самым глубже понимают киноисторию. Также встречаются события, когда зритель проводит сравнение и отождествление с собственной судьбой, что дает ему более близкое в понимание замысла. Но само кино и его киноязык, его предназначение художественно-образного ряда остаётся на уровне эстетики картинки – красиво или не очень. Весь замысел режиссёра, художника-постановщика и оператора для него не видим. Это виденье имеет особый статус – наличие таланта. Талант видеть замысел треугольника авторов (режиссер, художник, оператор) – это талант стать ими на период просмотра киноленты. Чтобы стать талантливым зрителем надо сначала им быть. Развить в себе талант ВИДЕТЬ. Виденье это дар, который создает целостное и достоверное восприятие искусства. Виденье это дар соединять разрозненные части в единое полотно истории, где плоскости интеллектуального, чувственного, физического и метафизического организуются в тождественное подобие человеческих и космических процессов. Виденье – это прикосновение к бесконечному космическому процессу Творца. Виденье это духовный акт прозрения. Этот акт можно и нужно проводить регулярно как гигиена души и тела, сознания и совести. Это акт регулярного постижения духа. Искусство кино дает этот путь. На путь нужно становиться подготовленным, чтобы не сбиться с маршрута и не оказаться на обочине. В классическом искусстве до 20 века функцию проводника и сопроводителя выполняли художники, поэты, писатели. Сегодня в кино со зрителем это делает команда творчески озаренных идеей людей. Эта команда готова принять в себя каждого и каждому готова открыть глубины, высоту и перспективу. Но чтобы войти в заповедную, волшебную дверь, надо обрести ключик. А за ним отправиться в потрясающее приключение. И начнётся оно с нарисованного холста и любопытствующего акта каждого из вас вплоть до протыкания в нем отверстия, через которое вы УВИДИТЕ вашу Цель, тайну, которой надлежит быть открытой и освоенной в союзе и согласии с ней.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок 1.
1. Антропология кино и человека в нем.
Кино как выражение человеческого духа, его воплощения и реализации. Предназначение творчества в человеке и визуализация его. Основные направления выражения и базовые принципы восприятия. Направленность как действие. Действие как созидание. Поиски истинности через достоверность. Иллюзии и грезы.
Мы рассмотрим примеры работ Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годара, Пьер Паоло Пазолини, Иосиф Хейфица, Ивана Пырьева.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
2. Режиссерское, операторское, художественное виденье кино как изображение жизни, организованной рамкой для создания иной реальности.
Мы рассмотрим главное орудие творческого процесса – Тройки созидателей кино (режиссер, художник, оператор) – способность Видеть мир через призму художественного мировоззрения. Худ.мировоззрение включает в себя образное виденье, стилистическое, поэтическое, конструктивное, метафорическое, метафизическое, историческое и др. Раскрытие этой способности дает творческий процесс и его результативное форматирование финального варианта замысла.
Примером будут работы Луиса Бунюэля, Микеланджело Антониони, Михаила Ромма, Григория Александрова.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
3. История киноязыка и раскрытие его в восприятии картины кино.
Будет рассмотрена история изобразительного языка от наскальной живописи до современного кинематографа, для обсуждения будут подняты темы восприятия: авторство, исключительность сюжета, индивидуализация смысла, особенность стиля, общечеловеческое послание, личные высказывания; автобиографическое, придуманное, фантазийное, государственное, мифологическое, спонтанное, простроенное; преемственность, эксплуатационность, умышленный обман и нарочитая правдивость, от изящного до грубого и т.д.
Итогом выведена концепция сознания в оценке визуальных форм и его стурт применения в личном и общественном характере.
Освоены зарисовки особенностей изобразительного языка на примерах фильмов – М. Марко Феррери «Нитрат серебра», Отар Иоселиани, Аки Каурисмяки, Братья Коэн, Рой Андерсоон.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
4. Мир кино и его законы, жанры, форматы.
Мир характеров, красок, настроений, устремлений, душевных волнений, организация и конструирование.
Мы рассмотрим, как строятся изнутри основные конструкты киноискусства на примерах комедии, драмы, фельетона, триллера, хоррора, и др.
Используем киноработы Французского кинематографа – Мегрэ, Зорро, Де Фюнес; Британского – Шерлок Холмс, Монти Пайтон, Доктор Кто; Соц. Реализма СССР – Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин, Александр Роу.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
5. Технология и воплощения визуального ряда.
Характер образа, структура композиции, центр и рамка кадра, первый и второй план, перспектива и плоскость, пустота и наполненность, рисующие линии, сферическое построение. Движение внутри кадра и за пределами, мир деталей и обозрений, общий и крупный – зачем? фактура, свет и тень.
Сергей Эйзеншейн, Акира Куросава, Вим Вендерс, Люк Бессон,
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
6. Цели и задачи кинематографа в отличии от литературы, изобразительного искусства и словестного.
Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Микеланджело Антониони, Григорий Александров, Питер Гринуэй, Михаэль Ханеке.
7. Решения «видеть» – что и как?
Буквальное виденье, виденье изнутри, над-виденье, наитие, около-виденье, фантазирование и воображение. Искривления и прямые. Духовное зрение и слепота.
Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Федерико Феллини, Эмир Кустурица.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
8. Качество «виденья» и его духовная рецепция.
Информационные поля, сферы влияния, плоскости мировоззрений, среда обитания, почвенность и отстраненность. Потоки, запруды, вихри. Заблуждения и прозрения.
Джим Джармуш, Райнер Вернер Фассбиндер, Ларс Фон Триер, Дзига Вертов.
Созданы заметки публикации по заявленной теме.
Блок 2.
9. Кино как иная реальность
10. Переход в иную реальность.
11. Жизнь в кино. Личный опыт. Исторический, трансцендентный.
12. Кино как жизнь.
13. Дух кино.
14. Бог кино. Жанр, как жить….
15. Точка бифуркации в зоне сингулярности современного мироощущения
Наши встречи будут проходить в записи, которые всегда можно пересмотреть и уточнить для себя детали, нюансы для закрепления и лучшего усвоения материала. Создаваемые заметки, рецензии и публикации будут размещены на портале курса, а также на Ваших личных страницах и блогах Сети для популяризации Ваших мыслей и образов, для улучшения интеллектуальной среды и качества зрительской аудитории, проявляющей интерес к кино.
Ваши высказывания создадут среду единомышленников и улучшать сферу зрительского интереса! Появление талантливого зрителя создаст все условия для создания талантливого кино! На экраны начнут выходит хорошие фильмы, которые Вы будет создавать своим спросом и вниманием!