ИСПОЛНИТЕЛЬ И/ИЛИ ПЕДАГОГ?
Самое главное направление в музыкальных школах и в музыкальных училищах, традиционно сложившееся, как ни крути, с какой стороны не заходи – исполнительство. Ничего, что именно эта сторона вопроса на практике для людей, которые пришли заниматься музыкой, для родителей, которые привели своих детей в музыкальную школу, стоит на 2-м или даже 3-м месте.
Педагоги в средних специальных и высших учреждениях свято верят в то, что студентам нужно развивать по максимуму именно свои исполнительские, артистические навыки, нежели педагогические. В этом есть некий дисбаланс, однозначно. «Педагог» в студента, должен прийти потом сам как-бы в процессе, с опытом работы, по умолчанию. (Примерно так же дела обстоят с развитием навыка чтения нот у школьников, «как-нибудь, когда-нибудь сложится само по себе»). Как показывает проза жизни - мало что хорошего складывается "само по себе". Это как на огороде, где сами по себе везде растут только сорняки, а если культурному растению и получается каким-то образом остаться в живых, то оно вырастает покалеченным борьбой за место под солнцем, негармоничным, несоразмерным, слабым, жалким и несчастным, потому что при таком развитии остается без плодов.
Но вернемся к студентам - будущим педагогам. Считается, что они и так каждый день находятся в роли учеников, поэтому, когда придет время работать, они просто возьмут манеру преподавания педагогов, которые их учили, и перенесут в свой класс, на своих учеников. Чему тут особенно специально учить? Но всё-таки, учить музыке детей и студентов не одно и то же, согласитесь?
«Как готовить детей к выступлению, если не выступаешь сама?» - такой вроде бы риторический вопрос, не требующий ответа. И в этом вопросе есть некоторое пренебрежение к педагогам, которые «не держат своей исполнительской формы». Интересно, что в хореографии, в спорте к этому моменту относятся как-то спокойнее, если педагог/тренер не выходит выступать сам, ничего страшного. В музыке же артистом нужно оставаться всегда, тебе за это "респект и уважуха", хотя многие и многие известные музыканты писали о несовместимости педагогической и исполнительской деятельности. Хотя мы все прекрасно знаем, что хороший исполнитель далеко не всегда = хороший педагог, тем более для детей, но, тем не менее, для многих людей, которые мало что знают о детской педагогике, это мнение до сих пор не очевидно.
Может, это кажется парадоксально, но в нашей профессии часто бывает как раз наоборот: тот, кто отлично играет на сцене, артист с большой буквы, не всегда может научить и передать, привить любовь к музыке обычному среднестатистическому ученику. Почему? Потому что артист зациклен на музыке до фанатизма, а потом на себе и на своем таланте. Он фокусируется не на процессе, а на результате. Исполнитель приучен, заточен на сцену, воспитан как боец, «натаскан» быть требовательным к себе, а это значит, что ему очень трудно смириться с какими-то несовершенствами своих учеников, сложно понять их трудности. Такой педагог не терпит погрешностей в игре, ждет от ученика таких же жертв во имя искусства, которые когда-то принёс сам. Конечно же, при таком раскладе, учитель будет всегда придирчив, недоволен, неудовлетворен, разочарован. И это всё является сопутствующим результатом, «побочкой» в обучении будущих педагогов детских музыкальных школ.
И ведь никому не приходит в голову провести параллели с общеобразовательной школой! Почему, например, до 7-ми лет с ребенком работает воспитатель, потом 4 года педагог начальных классов, а с 11-12 ещё другие учителя? И у всех этих людей абсолютно разные специальности, а также цели и задачи обучения и воспитания! В области музыки есть только 2 градации учеников: школьники и студенты. Вот и получается, что педагог музыкальной школы должен охватить фронт работы аж 3-х периодов взросления и 3-х специальностей! А теперь давайте прибавим к этому ещё и тот факт, что он, студент-будущий учитель, сам по себе, усвоил, по большей части, только модель обучения взрослых учеников, с ярко выраженными музыкальными способностями, с развитым абстрактным мышлением, со сложившейся более-менее личностью, имеющий за плечами достаточный жизненный опыт и твёрдую мотивацию к обучению.
Елена Владимировна (Хайнер), Вы спрашиваете в своей книге всех музыкантов-педагогов: «чувствовал ли каждый из Вас когда-нибудь пренебрежение к профессии, которую получал, брезгливое отношение к педагогике начального периода от своих же учителей?»
- Да! Чувствовала!
- Но почему же? Ведь наша основная профессия и наш хлеб, особенно сейчас, в век технического прогресса – педагог, а не исполнитель! Так или иначе, закончили Вы училище или консерваторию, основная наша деятельность будет – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ.
- Не знаю, почему. Но прямо или косвенно это сквозило во многих высказываниях о том, что став обычным педагогом в школе, «вы перестанете развиваться и «расти», как исполнитель, что до конца дней вы будете обречены слушать неритмичную или наоборот слишком столбообразно-ритмичную с нарочитыми акцентами скучную игру учеников, ничего не имеющую общего с настоящей музыкой. Что преподавать нотную грамоту начинающим, малышам – это самое меньшее, на что можно согласиться в жизни, что это какое-то ярмо и бесконечная, сводящая с ума каторга: учить играть целый урок от ноты к ноте. Если можно так сказать, то обучение грамоте - это чёрная, неблагодарная, муторная работа. И эта НЕ МУЗЫКА будет длиться годами! Годами вы будете тащить за собой тех, кто не видит за нотами настоящей МУЗЫКИ, не слышит её и не понимает».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Теория, пройденная по предметам «Психология» и «Педагогика» прошла по касательной, легко так коснулась, хотя там всё было сдано на «5». Ян Амос Коменский (основоположник дидактики, автор принципов обучения и научной педагогики) не помню, упоминался ли вообще? Если да, то только вскользь. А это ведь основа основ для педагога! Мне запомнилось лишь то, что авторитарный тип общения с учеником на уроке, не только не запрещается, но и приветствуется, потому что именно такие педагоги добиваются от учеников высоких результатов. Обращалось внимание на то, что «главное в этом деле не передавить, не сломать ученика». Хороша задачка! Где эта грань – никто не знает! Вот в этом месте и проявляется талант педагога, который интуитивно должен найти «индивидуальный подход», «ключик» к каждому, т.е. место, куда надо «надавить» и почувствовать время, т.е как долго это можно и нужно делать, чтобы результат был максимальным.
Это, если честно, так странно!!! Авторитарный стиль общения на ИНДИВИДУАЛЬНОМ уроке, один на один с учеником?!! Чтобы кто ни говорил, у меня не укладываются эти 2 вещи: индивидуальный урок и авторитарность. Это кем надо быть, какого мнения о себе, о людях, о детях, чтобы позволить себе такое? Я могу принять частично авторитарный стиль общения с учениками только в том случае, если педагог имеет дело с коллективом, классом, хором.
«А те из педагогов, которые выбирают товарищеские отношения, демократический стиль общения с учеником, рискуют лишиться уважения и потерять свой авторитет». Предпочтения явно отдавались более жесткому подходу, как наиболее результативному.
Особенно меня смущали открытые откровения педагогов консерваторий и школ 10-тилеток при них с высокими регалиями и заработанным именем. Как на исповеди, на покаянии перед коллегами, рассказывая об одной из своих учениц, профессор сказала следующее: «Я иногда на неё так давлю… что даже не понимаю, как она всё это терпит и не опускает руки. Мне самой бывает страшно от того, чтО я ей говорю! Но условия, требования к обучению очень жёсткие, поэтому иначе не получается».
А в глазах боль, вина и понимание того, что это всё преступление, истязание, подавление личности. Вопрос, на который я ещё долго не могла найти ответ: «Неужели же нельзя так, чтобы не давить и не гнобить? Неужели только «прогоняя через стресс» ученика можно заставить работать и выдавать максимальный результат?». Почему эти страшные механизмы в обучении, можно сказать, легально работают и разрешены на всех уровнях: от обычных детей, студентов до способных и даже талантливых!
А кому он нужен этот максимальный результат? Самой высшей наградой для учителя должна являться любовь ученика к музыке и желания играть – не так ли? Или слова «развитие личности», «приобщение к искусству», лишь красивые, пустые слова в «шапке» к нашим школьным программам?
МУЗЫКА, ОНА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
С особенным придыханием на педагогике говорилось всегда о способных учениках, что «если вдруг… к Вам в руки…в класс… однажды попадет талантливый ученик…!!!» Как о золотой рыбке, о счастливом билете, чесссно слово!!!. Приводились примеры из детства и юности легендарных «звёзд» из студенческой среды, цитаты из воспоминаний их педагогов. Потому что на небосклоне рядом с этой звездой ученика, при любом упоминании всегда будет появляться, всплывать звезда педагога, которому он обязан многим или всем. Т.е. смотрите, опять всё вокруг педагога, его результата, его гордыни, ученик, ребенок – лишь средство для реализации амбиций профессионалов.
И вот так, по кирпичикам в голове сложилось ощущение некой «эксклюзивности» музыкальной педагогики, её исключительности и обособленности от всех других видов деятельности, а значит, и от людей в целом. Понимание того, что общечеловеческие законы и правила здесь не работают и не могут никак быть применимы, потому что людям от природы «не всем дано», а значит, сакральные знания не каждому доступны, только элитным и избранным открываются божественные тайны и выход на другие уровни. Этот пунктик нужно всегда держать у себя в голове и спокойно принимать отсев в своем классе, где-то даже может способствовать ему, чтобы никто не мучился зря. И, конечно, спокойно снимать с себя всякую ответственность за уход таких обычных учеников от музыки, ну…, потому что музыка… она же не для всех!
Продолжение следует…
7.02.2021