Сегодня хочу высказаться об итогах пассажирских перевозок лета 2022 года, совсем не типичного лета и оценить работу железной дороги в этот период. Сразу скажу, что лично по моей субъективной оценке, железные дороги этим летом отработали на четвёрочку: в целом хорошо, но можно и нужно было лучше. Но тут нужно учитывать тот фактор, что с давних времён железная дорога достаточно долго разгоняющаяся структура и принятие быстрых оперативных решений для неё часто проблема.
По официальной статистике РЖД за летний период было перевезено пассажиров 317,6 млн.пассажиров, что примерно на 10% больше, чем, в 2021, но в 2019 их было 323,6 млн.
Как видим в сравнении с 2019 годом цифры уже и не впечатляют. По официальной статистике ГрандСервиса за летний период 2022 года было перевезено 1,506 млн. пассажиров, что на 68% больше, чем в 2021 году, но тут и понятно аэропорт Симферополя летом не работал и поезда взяли на себя значительную часть потока. Для понимания объёмов перевозок аэропорта Симферополя приведу такую цифру, летом в одну только Москву ежедневно было под 50 рейсов,
в том числе на больших широкофюзеляжных самолётах Боинг 747 и 777.
Итак об итогах
В плюс железной дороге можно отметить следующее:
1. Сразу после закрытия ряда
южных аэропортов были назначены допонительные пассажирские поезда из числа летних/сезонных (151/152 Москва-Анапа и др.), увеличена периодичность курсирования поездов (83/84 Москва-Адлер, 109/110 Москва-Анапа и др.).
2. Увеличены схемы/длины поездов, причём к удивлению это в большей степени коснулось именно топовых поездов, которые стабильно ездили без увеличения длины долгие годы. Так,
поезд №3/4 Кисловодск-Москва с 14 до 15 двухэтажных вагонов
Поезд №11/12 Анапа-Москва и №19/20 Ростов-Москва (в общем обороте) с 17 до 19 вагонов
поезд №29/30 Новороссийск-Москва с 16 до 19 вагонов
поезд №27/28 Симферополь-Москва с 14 двухэтажных+1 одноэтажный до 14+3 вагонов.
поезд №101/102 Адлер-Москва с 18 до 19 вагонов, но не на долго
поезд №103/104 Адлер-Москва с 14 до 15 двухэтажных вагонов
Хочу дополнительно добавить, что хоть увеличения длин поездов незначительные, 1-2 вагона, но для современной железной дороги это достаточно хорошие цифры и в какой-то даже степени удивительные события - в последние лет 10-12, длины пассажирских поездов только уменьшались.
Так, например поезд №71/72 Москва-Белгород с 22 до 19 вагонов
№83/84 Москва-Адлер с 20 до 16 вагонов
№87/88 Нижний Новгород - Адлер с 22 до 19 вагонов
№25/26 Москва-Воронеж с 22 до 19 вагонов
№31/32 Москва-Тамбов с 22 до 19 вагонов
№109/110 Москва-Анапа с 22 до 16 вагонов
И многие многие другие поезда только теряли в длине
3. С наступленинем лета и летних пассажирских перевозок пассажиро-поток начал расти значительно ещё и были приняты достаточно оперативные меры по назначению дополнительных пассажирских поездов "сверх-плана" - по новым ниткам, разработанным уже в действующем расписании, что кратно усложняет задачу. Было назначено много новых южных допов
№193/194 Москва-Симферополь
№195/196 Москва-Керчь
№197/198 Москва-Симферополь
№233/234 Москва-Адлер
№255/256 Москва-Адлер
№555/556 Москва-Анапа
№571/572 Москва-Адлер
№579/580 Москва-Адлер
№587/588 Москва-Керчь,
также были организованы прицепные группы вагонов Москва-Симферополь к поезду №563/564 Москва-Анапа.
Это именно те поезда, которых не было ни в одном расписании и назначались они уже в действующем расписании, путём его корректировки и возможно даже отменяя грузовые поезда, об этом пару раз объявляли официальные лица РЖД.
При том, что на все летние поезда был высокий спрос, который автоматом поднимал цены на билеты (динамическое ценообразование) можно всё-таки отметить, что уровень цен был хоть и высоким, но за счёт наличия большого количества дополнительных поездов оставался всё-таки более-менее доступным. Исключением является всё-таки крымское направление, тут цены на поезда были высоки ~9000 рублей за купе от Москвы до Крыма, причём речь идёт об обычных "тихоходных" поездах, из числа дополнительных со старыми вагонами без кондиционеров.
Основные вопросы по летним перевозкам в 2022 году это чисто административные, внутри железнодорожные, которые они могли бы решить более качественно:
1. Увеличение длин пассажирских поездов на южных направления до 18-20 и в отдельных случаях до 22 вагонов, особенно это касается дополнительных поездов, назначено их было много, но все длинной 15-16 вагонов. Не сложно сосчитать, что для пропуска 60 пассажирских вагонов потребуется 4 нитки графика при длине 15 вагонов и 3 нитки графика при длине 20 вагонов, аналогично 5 поездов длинной 18 вагонов увезёт столько же пассажиров, как и 6 поездов по 15 вагонов - в условиях высокой интенсивности движения поездов на южных направлениях это крайне важно.
П.С. годов так до 2012-2014 южные поезда стандартно в Адлер, Анапу, Симферополь, Евраторию, Феодосию ходили по 20-22 вагона, везде помещались и нормально обслуживались.
2. Этот пункт выходит из первого: при организации движения более длинных пассажирских поездов увеличится эффективность перевозок (требуется меньше локомотивов, бригад, меньше поездов необходимо пропускать на направлении, оставляя грузовые поезда в покое, выполнять план перевозок по грузовым поездам станет проще.
3. Этот пункт про пассажиров, при включении 1-2 дополнительных вагонов в состав ускоренных южных поездов (№№11/12 Москва-Анапа, 29/30 Москва-Новороссийск, 101/102 и 103/104 Москва-Адлер и др.) у большего числа пассажиров появиться возможность с комфортом и быстро добраться до пункта назначения.
При том, что общая длинна поезда не будет превышать установленных норм пассажирских поездов на южном направлении и будет в пределах 20 вагонов, сейчас длина некоторых поездов следующих на юг составляет 21-22 вагона, то есть инфраструктура к этому готова. Аналогично и с обычными "тихоходными" поездами - нет смысла формировать поезда до Анапы/Адлера/Симферополя/Евпатории менее 18 вагонов в разгар сезона, лучше делать их 18-22 вагона не занимая места для других.
Напомню ранее южные поезда в летний период ходили длинами 18-22 вагона и это было нормой, надеюсь со временем вернутся к этой эффективной практике.