Найти тему
Репортёр

ПРОЩАЕМСЯ, НО НЕ УХОДИМ. РФ ставит зерновую сделку на паузу

Одним из итогов украинской атаки по инфраструктуре ЧФ РФ и базе ВМС в Севастополе (29 октября) стало заявление России о приостановке своего участия в т.н. зерновой сделке — соглашении, заключённом в Стамбуле 22 июля между Украиной и Россией при посредничестве Турции и ООН.

Предметом соглашения была деблокада портов Одесской области. С 1 августа по 20 октября из них вышли 363 судна с зерном (8,1 млн тонн) — в основном кукуруза (3,4 млн тонн) и пшеница (2,35 млн тонн). Изначально зерновая сделка заключалась с целью избежать голода в странах Африки. Однако туда попал лишь 1 млн тонн грузов. В то же время в страны Европы ушло 3,9 млн тонн, в страны Азии — 3,2 млн.

Условием сделки с российской стороны была разблокировка экспорта удобрений, однако оно так и осталось невыполненным. Как раз накануне атаки украинских беспилотников на Севастополь на сайте ООН появился очередной призыв снять ограничения на экспорт удобрений и зерна из РФ.

Это обстоятельство, а также взрыв на Крымском мосту (по версии ФСБ, бомба была переправлена в одном из судов с продовольствием) уже ставили под вопрос перспективу сделки. Срок которой, к тому же, скоро истекает (сделка заключена на 120 дней, до 19 ноября). Так что вряд ли приостановку участия РФ можно назвать сенсацией.

Однако оказалось, что остальные стороны сделки намерены возить зерно дальше, хоть бы и без согласия России.

«Хотя Россия колеблется в этом отношении, потому что для нее не предусмотрены такие же возможности, мы продолжим наши усилия...», — заявил президент Турции Реджеп Эрдоган.

По состоянию на утро 31 октября, Турция ООН и Украина согласовали досмотр 16 судов. А также договорились об инспекции ещё 40 кораблей. Представители РФ не присутствовали на досмотре и согласовании проведения инспекций, их лишь поставили в известность об этом.

Выход РФ из зерновой сделки вызвал подорожание пшеницы на Чикагской бирже. А Франция и ряд стран ЕС заявили о проработке сухопутного маршрута для украинского зерна (хотя что его прорабатывать — до сделки через Румынию и Польшу вывозили до 1,5 млн тонн в месяц). Однако после новостей о том, что зерновозы идут даже после выхода РФ из сделки, цены даже упали: с 420 до 310-330 долл за тонну.

К тому же статистика говорит о том, что цены на пшеницу после весенних пиков упали до текущих значений уже в июле, как раз на фоне слухов в заключении зерновой сделки. К тому же с конца сентября по конец октября пшеница также дешевела.

Для российских фермеров такое падение котировок означает потерю 5 млрд долл (50 млн тонн*100 долл) экспортной выручки. Т.е. у РФ есть объективные причины выйти из сделки. Тогда как для их украинских коллег практически любая цена хороша.

Однако остаётся вопрос безопасности. Без контроля РФ никто не даст гарантии, что зерновозы будут приходить в порты Одессы пустыми (без военных грузов). А выходя из Одессы не будут подбрасывать поближе к Крыму подводные БПЛА.

«Черноморская зерновая инициатива без России выполняться не должна», — такую позицию в ООН обозначил Василий Небензя, заявив, что РФ будет принимать собственные меры для досмотра зерновозов. В МО РФ отметили, что не гарантируют безопасность любых судов в пределах зернового коридора до обязательств Украины не использовать коридор в военных целях.

В свою очередь ООН и Турция пытаются уговорить РФ вернуться к условиям июльской сделки, обещая расследовать атаку на Севастополь. Но изначально в ООН уверены, что Украина ничего не нарушала, т.е. есть ли смысл в расследовании?

Иными словами, сейчас вопрос в том, как именно в России видят выход из сделки:

1. Блокада украинских портов (февраль-июль 2022 года) и/или удары по ним. Ни один судовладелец не станет рисковать судами, тем более что Lloyd's уже приостановили их страховку;

2. Самостоятельный досмотр судов, следующих в Одессу и из неё.

Что же до 16 зерновозов, вышедших из Одессы 31 октября — они, судя по всему, проскочат.

СВО
1,21 млн интересуются