Что если я вам скажу, что цены упадут, а крупные сети будут развиваться мощными темпами, поглощая мелких локальных игроков? Да, похоже на отрывок из телевизионного выпуска новостей на «Россия 24», но это только звучит ободряюще, фактически все это закончится очень плохо для потребителя и вот почему.
Цены, стоять
Уже как-то рассказывал, что у меня почти нет друзей, которые не связаны с торговлей. Продают продукты, товары на маркетплейсах, еду в ресторанах, акции на бирже, контент в соц сетях. Кругом барыги/спекулянты, короче.
Эта небольшая особенность накладывает отпечаток на любые наши разговоры. Почти все они сводятся к обсуждению рынков, товаров, сетей, производителей и экономической ситуации.
– Погода сегодня отличная
– Не такая отличная, как утренняя цена на Jameson. Опять глюк в программе. Тебе пробить пару бутылок?
Естественно, последние месяцы постоянно обсуждаем неопределенное будущее страны и возможные грядущие перспективы.
Активно вспоминаем Иран и прикладываем нечто похожее на Россию. Мол, придется все покупать через 20 посредников, со сложной логистикой и конвертацией валют. Цена на продукты скоро резко начнет меняться и улетит в космос.
Есть мнение, что не улетит. Дело в том, что российские производители давно поняли, что государство не намерено бороться со стремительным падением качества этих самых продуктов. Законотворцев сильно беспокоит исключительно ценник, чтоб люди не бухтели.
«За-пре-ща-ю» – таким мощным заклинанием Александар Лукашенко не так давно останавливал рост цен в своей стране. Оказывается, можно просто запретить ценам расти и они не будут.
Так вот, удивительнее всего, что тут желания нашей власти совпадают с народными чаяниями. Большинство людей тоже волнует исключительно ценник.
Происходит мощная миграция покупателей из «Пятерочек» и «Магнитов» в условные «Светофоры» и «Победы». Это тенденция не вчера началась и в перспективе 2-3 лет будет только усиливаться.
А для производителя совершенно не проблема сделать дешевле. Вопрос – чем придется пожертвовать.
Пустота и точка
Помню, лет 12 назад занимался доупаковкой. Наша контора надевала такие топинги со сладкими шариками на йогурты Danone (наверняка вы встречали нашу тогдашнюю продукцию в магазинах). Бизнес рос, и задумались покупать у китайцев огромную warm-up машину.
Так вот, торговаться можно было в любом диапазоне, но переговорщик предупредил, что скидку мы получим хоть 30%, но пропорционально уменьшится толщина метала и качество компонентов устройства. Хорошо подумайте, надо ли вам это.
С российскими продуктами стоит ожидать того же. В условиях мощного падения доходов населения поднимать цены – самоубийственно. Они должны оставаться прежними (как минимум).
И государство прозрачно намекает на выход из данной ситуации. Мы закрываем глаза на «пальму», на уменьшение фасовки, на условия труда и тд, а вы не шокируете население реальным ценником на продукты.
Это похоже на обычную сделку, где в выигрыше все кроме потребителя. Но последний сам предпочитает закрывать уши и отводить глаза от очевидного факта изменения содержания привычных продуктов.
Фактически уже много лет большинство наших людей просто стараются купить калории по более выгодной цене. И даже не стоит пытаться считать их номинальные расходы на еду. Они могут даже оставаться прежними, но это не покажет реальную картину. О чем я?
Например, если раньше семья тратила 20 000 ₽ на продукты (что составляло 50% их бюджета) и получала за эту сумму определенное количество калорий, то с «обновленной» едой такую структуру расходов сохранить уже не получится. Прежних 20 000 ₽ уже не будет хватать.
Чтоб не голодать и добрать привычное количество калорий, придется увеличивать порции, и расходы на продукты уже составят не 50% семейного бюджета, а 60%, например. При этом цены в магазине никто вроде не трогал.
Итого
Получается, что цены «заморозят» (помните, у нас уже был такой опыт), чтоб не вызывать еще больше социальных волнений. Государство эту инициативу поддержит и закроет глаза на производителей, которые будут «химичить».
Да, официально с трибуны будут со всей силы осуждать падение качества и обвинять во всем сети и этих самых производителей, но никакого противодействия им оказывать не станут. Наоборот.
Неофициально будет дан посыл, мол, держите ценник как хотите, мы вмешиваться не будем. Коммерсанты данное желание выполнят и выдадут потребителю более дешевый аналог, но итоговые расходы людей на питание увеличатся, потому что «аналогом» будет уже не наесться.