Валерий Тодоровский снял замечательный сериал "Надвое". Два главных героя - москвичи Костя и Саша едут в Питер в командировку, случайно знакомятся с девушками, которые кардинально меняют их. Жизнь делится надвое - на ту, что была "до" и теперь, мужчины делятся друг с другом переживаниями...
Мы с подругой смотрим сериал и обсуждаем. Я вспомнила строчки В.Высоцкого:
Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
Что там, где я, — там жизнь проходит,
А там, где нет меня, — идет!
Подруга говорит: "Знаешь, я бы тоже так хотела. Встретить кого-то, кто вдохнет в меня жизнь, перевернет мою обыденность верх дном, столкнет меня с привычных рельсов".
Но я знаю, что она не встретит, и с рельсов себя не даст столкнуть, будет этому всячески сопротивляться, потому что у нее - муж, дети, ипотека, дача, свекровь, питомцы, работа. И если она переключится со своего мира на другой, она перестанет себя уважать.
Взрослая жизнь - это сплошные обязанности. И они не всегда отнимают силы, но и дают их. Мы все хорошо помним, что случилось со стрекозой из басни, которая тратила время исключительно на себя. А когда на тебе все висит - ты не имеешь права быть слабой.
Подруга размышляет: "Самый интересный период в жизни был... дай подумать... с 15 до 30, наверное. Но и детство у меня было потрясающее. А теперь - какая-то сплошная рутина..."
Дина Рубина, писательница, пришла к выводу:
«…С годами жизнь отнимает у человека главное – предвкушение. Предвкушение любви, предвкушение богатства, предвкушение удачи, предвкушение славы…
Она отнимает тот счастливый озноб, пугливое сердцебиение, мучительно-сладкое преодоление мига, часа, дня – на пути к предвкушаемому…
Нет, Господь милосерден, у человека и в старости могут быть свои подарки. Он и в старости может быть счастлив, богат, удачлив… И ему дается, дается с годами многое из того, о чем он мечтал…
Господь отнимает только одно… И если ты спросишь меня – что есть молодость, я отвечу тебе: сладостное и безбрежное предвкушение…"
Получается, что снова влюбляться, снова получать повышение по службе, снова строить дом - во второй, третий, четвертый раз совсем не интересно...
Повторные обиды и предательства уже не жгут своим ядом, не загоняют лезвие ножа глубоко под сердце. Кажется, что еще и не то можно пережить. Появляется твердая броня.
Тогда как сохранить душу цветущей? Как не утратить интерес к жизни?
Высоколобые философы твердят, что люди сами должны научиться во взрослом возрасте себя развлекать. Ваши интересы должны расти: серьезная литература, андеграундное кино...
Но вот пусть серьезные дядьки в это все и погружаются. Поэтесса Лидия Чуковская предложила более простой вариант: важно не расписывать всю жизнь по часам, а оставлять небольшую лазейку для спонтанности и неожиданности. Чтобы резко уехать на выходных в другой город, принять у себя тех, кого сто лет не видел, отмахнуться от дел и завалиться с книжкой на диван до вечера.
А когда жизнь идет по графику, то человек, и правда, напоминает поезд, катящийся по рельсам:
Мой день расчислен по минутам.
Но что теперь мне делать с ним —
С удавом этим, с этим спрутом,
Со днем расчисленным моим?
Так дней теперь осталось мало,
Что не поймешь, куда спешить?
За что хвататься? За начало?
Когда минут я не считала,
Когда растратчицей бывала,
И это называлось — жить…
1983