Российское общество стало больше беспокоиться из-за российско-украинского конфликта, согласно новому исследованию Левада-центра (иноагент). Так, в апреле тех, кто очень беспокоиться было 46%, в октябре – 58%. При этом доля тех, кто скорее беспокоится, снизилась на 6% - до 30% в октябре. Также наблюдается снижение ответов «скорее не беспокоят» и «совершенно не беспокоят» - с 9% до 6% и с 7% до 5% соответственно. В первую очередь очень беспокоят события россиян 55 лет и старше – 75%, а вот из россиян 18-24 лет очень беспокоятся только 34%. Беспокойство возрастает с возрастом, его отсутствие прямо противоположно.
Более интересными и важными являются ответы на вопрос о том, следует ли сейчас продолжать военные действия или начать мирные переговоры. В конце сентября 29% россиян считали, что следует определенно продолжать военные действия, в конце октября таких было 22%. Тех, кто считают, что следует скорее продолжать военные действия снизилось на 1% и составило 14%. Сторонников начала мирных переговоров немного увеличилось: если в сентябре тех, кто считал, что следует скорее начать мирные переговоры (скорее не в смысле времени, а вероятности) было 27%, через месяц – 31%. Россияне, считающие, что мирные переговоры определенно нужно начать в сентябре было 21%, в октябре – 26%.
Несмотря на то, что, если объединить ответы, 36% россиян выступают за продолжение военных действий, а 57% высказываются о мирных переговорах, не стоит данные цифры трактовать как рост «партии мира». Соцопрос, к сожалению, не дает дополнительной информации по данном вопросу, так как россияне, выступающие за мирные переговоры в подавляющем большинстве могут быть за переговоры полностью на российских условиях. Тогда их следует учитывать всё-таки в качестве сторонников продолжения спецоперации до победного конца. Либо в 57% подавляющее большинство может быть за равный по условиям мирный договор или полностью на условиях Украины. Это мы не знаем, к данным цифрам стоит относиться очень аккуратно. Единственное, что наблюдается однозначно: снижение сторонников спецоперации в её активной фазе и небольшой рост сторонников переговоров.
Интересно также возрастной расклад сторонников продолжения спецоперации и мирных переговоров. Так, россияне 55 лет и старше выступают за определенно и скорее продолжение военных действий – 27% и 15%. В этой же возрастной категории превалируют сторонники мирных переговоров – скорее и определенно их начать выбирают 29% и 23%. Россияне 55 лет и старше являются в подавляющем большинстве электоральным ядром путинской политической системы и главными потребителями телевизионной пропаганды, поэтому данные цифры следует скорее трактовать, как мирные переговоры на российских условиях. Тенденция превалирования сторонников мирных переговоров наблюдается во всех возрастных категориях, больше всего среди россиян 18-24 лет – 31% за скорейшее начало мирных переговоров и 37% считает, что определенно нужно начать мирные переговоры.
Введение военного положения в ЛДНР, Херсонской и Запорожской областях вызвало у россиян одновременно тревогу, страх и ужас, с одной стороны, и никаких особо чувств, с другой. Россияне 55 лет и старше в первую очередь испытывали тревогу, страх и ужас – 37%, на втором месте – 19% – никаких особо чувств. А вот молодежь – от 18-24 лет и 25-39 лет – напротив, не испытывала никаких особо чувств – 42% и 32% соответственно. И только 21% и 28% из этих категорий испытывали тревогу, страх и ужас. Меньше всего россияне ощущали воодушевление и подавленность с оцепенением.
Таким образом, мы наблюдаем довольно противоречивые ощущения и мнения россиян и о начале мирных переговоров, и о продолжении спецоперации, и о личностных переживаниях.
____________________________________________________________________________________
P.S.
Если социология Левада-центра вам кажется неправильной с научной точки зрения, то пишите в комментариях ваше мнение, но только с аргументами. Если существование Левада-центра вызывает у вас неприятие аж до посинения, то оставьте ваши скабрезности при себе. В противном случае будет бан. Также бан получит любой кто оскорбляет, использует мат и пытается использовать эвфемизмы для этого.
____________________________________________________________________________________