Найти в Дзене
Игорь Хомутов

Как строили станцию «Сокольники»

Вопрос о строительстве метрополитена в Москве неоднократно возникал ещё в самом начале 20 века. Однако проекты, представляемые в Московскую городскую думу, власти неизменно складывали в долгий ящик, не будучи заинтересованными в создании нового массового вида транспорта.

1902г., обложка проекта
1902г., обложка проекта
1902г., проект московского метро
1902г., проект московского метро

После Октябрьской революции и окончания Гражданской войны постепенное налаживание работы предприятий вызвало процесс перетока населения из села в город, и уже в 1925 году численность населения Москвы и среднегодовое количество поездок сравнялись с дореволюционными, и эти показатели только увеличивались. Ни трам­вайная сеть, ни извоз­чики, ни новые виды транспорта (автомобили и автобусы) уже не могли справиться с перевозками, и в городе назревал транспортный кризис.

1925. Пробка на Мясницкой улице
1925. Пробка на Мясницкой улице
1925. Пробки в Москве
1925. Пробки в Москве

В этих усло­виях Моссовет на базе трам­вай­ного треста МГЖД образовал небольшой под­отдел по проектированию метрополи­тена.

Один из подотделов 1920-х годов
Один из подотделов 1920-х годов

В него вошли два человека, имевшие еще дореволюцион­ный опыт строительства метро в Париже: извест­ный инженер-мостовик Виктор Николаи и про­фес­сор кафедры подземных и под­вод­ных соору­жений МВТУ Семен Розанов, оба выпускники санкт-петербургского Института инженеров путей сообщения императора Алексан­дра I. Подотдел в условиях очень ограниченных возмож­ностей изучил пас­са­жиропотоки, разрабо­тал перспективную схему линий метрополитена, выпол­нил геологоразведку по трассе первой линии (от Сокольников до центра) и к 1930 году разработал технический проект линий мелкого заложения на ос­нове париж­ского опыта упомя­нутых сотрудников.

Не дожидаясь окончания работы подотдела МГЖД, Моссовет заказал проект еще и немецкой фирме Siemens-Bauunion, которая выполнила работу бес­платно в расчете на дальнейшее сотруд­ничество.

-6

Таким образом, к 1930 году имелось два сходных по трассировке проекта. Однако денег на строи­тель­ство метро у города не нашлось. В 1930 году подот­дел МГЖД был ликвидирован, а его сотрудников обвинили во вредительстве и репрессировали. Здесь надо отметить, что до этого времени партийные власти Москвы транспортной проблеме внимания не уделяли.

-7

Но в канун Рождества 1931 года в Москве случился такой транспортный коллапс, который заставил обра­тить внимание на плачевное состояние транспор­та и городского хозяйства уже не только Николая Булганина (в 1931—1937 годах Председатель исполкома Моссо­вета), но и Лазаря Кагановича, который тогда совмещал посты первого секре­таря МК и МГК ВКП (б), но и И.Сталина. Руководитель государства поручил Кагановичу проработать вопрос строительства метрополитена в Москве.

Николай Александрович Булганин
Николай Александрович Булганин

Надо сказать, что сам Кагано­вич видел решение транспортной проблемы в электрификации пригородных железных дорог и развитии их внутри города, но ослушаться Сталина, есте­ственно, не мог.

Обсуждение в Моссовете
Обсуждение в Моссовете

В июне 1931 года состоялся пленум ЦК ВКП (б), на котором Кага­нович выступил с трехчасовым докладом о город­ском хозяйстве; на пленуме было принято решение о строитель­стве метро в Москве вмес­те с проведением пригородных железнодорожных линий через центр.

-10

23 августа 1931 года на основании резолюции пленума был образован Метро­строй. Руководи­телем назначили главного инженера Днепростроя Павла Павловича Ротерта. Перед Ротертом, блестящим инженером и органи­затором, еще не дав­шим своего согласия на новое назначение, встал вопрос: с чего начинать? И он через Булганина поставил условие: освободить из заключения инже­неров МГЖД и направить их в Метрострой. И добился этого: тем, кто остался в живых, наказание за несовершенные преступления было заменено условным (но реа­би­лити­рованы они были лишь посмертно).

Начальник Метростроя инженер Павел Ротерт
Начальник Метростроя инженер Павел Ротерт

В сентябре решением Мосссовета было создано оргбюро Метростроя и выделены средства на подготовительные работы. Вряд ли немногочисленная группа инженеров проектного отдела Метростроя представляла в то время, насколько трудная задача стоит перед ними.

Члены оргбюро Метростроя
Члены оргбюро Метростроя

Они начали с того, что тщательно изучили имевшиеся проекты МГЖД и Siemens-Bauunion. На первых порах надо было определиться, каким способом строить метро. К тридцатым годам XX века в метростроении сложились три основные школы: лондонская, парижская и берлин­ская, которые практически не взаимо­дей­ство­вали между собой.

1907. Лондон
1907. Лондон
1903. Париж
1903. Париж
1919. Берлин
1919. Берлин

Обусловлено это было разными грунтовыми усло­виями в трех столицах, а также национальными традициями строительства. Два сотрудника Метростроя — Виктор Николаи и Семен Розанов, работавшие в 20-х годах над про­ек­том МГЖД, — были в деталях знакомы с парижским методом. Но были еще три человека: заместитель Ротерта Константин Финкель, инженеры Константин Мышенков и Иосиф Шелюб­ский, которые тоже до революции работали на строительстве метро, но в Берлине. Естест­венно, в Метрострое возникла дискуссия о том, каким способом строить. Лондонский способ при этом не рассматри­вался вообще, так как Совет­ский Союз не распо­лагал щитами для проходки, а построить их своими силами и наладить массовое производ­ство чугунных тюбингов в тот момент не пред­став­лялось возможным.

Скоро добавился еще один чрезвычайно важный фактор: ни одно решение не могло быть принято без согласования с «хозяева­ми» Москвы — Кагановичем и Хрущевым.

1930. Н.Хрущёв и Л.Каганович
1930. Н.Хрущёв и Л.Каганович
Каганович и Хрущёв
Каганович и Хрущёв

А еще Народный комиссариат путей сообщения первоначально требовал, чтобы тоннели и станции строились в расчете на железнодо­рожный габарит, чтобы через них можно было пропускать пригородные поезда (позднее это требование было снято). Понимая все это, опытнейший организатор и инженер Ротерт решил начать с малого. Склоняясь сам к берлинскому (открытому, котлованному) способу работ и понимая, что осуществить его в центре города вряд ли удастся, он решил построить опытный двухпутный односводчатый тоннель мелкого заложения горным (закрытым) способом по проекту МГЖД еще до разработки нового проекта. Кстати, именно этот способ предлагал для всей трассы Семен Розанов.

В ноябре 1931 г. наметили первую шахту метро на Русаковской улице и начали организационно-подготовительные работы, изыскания, проектирование, проходку опытного участка, подготовку к началу основных работ.

-18

Работы стартовали на будущем перегоне "Сокольники" - "Красносельская" около современного дома №13 по Русаковской улице. 10 декабря 1931 года во двор дома пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Сейчас там имеется памятная табличка по этому поводу.

-19

В январе 1932 г. был утверждён проект трассы первой очереди строительства метро — от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от центра до Смоленской площади, общей протяжённостью 11,6 км с 13 станциями.

-20

Почти сразу же строителям "Сокольников" пришлось столкнуться с большими трудностями. Их можно разделить на три группы. Во-первых, неопытность кадрового состава. Метро в те годы строили все те, кого удавалось привлечь. В подавляющем большинстве случаев, эти люди не были связаны со строительством. Многие до этого работали на разных фабриках, вплоть до кондитерских. Во-вторых, мешала запутанная система подземных коммуникаций. Большинство объектов даже не были нанесены на карту, поэтому рабочих под землёй подстерегали разные сюрпризы. В-третьих, гидрологические условия в районе будущей станции были чрезвычайно сложными. Подземные реки и не очень устойчивые грунты стали "головной болью" для строителей.

-21

Вместе с Ротертом строительством метро руководил Абакумов Егор Трофимович – ранее он руководил угледобывающим трестом Рутченков-антрацит в Донбассе. Очень характерный пример: начало строительства станции «Лермонтовская» (ныне «Красные ворота»), где расположены офисы МПС и Минтрансстроя, долго не ладилось, пока Абакумов не направил в Москву 50 донецких шахтёров – и дело пошло.

-22
Улица Русаковская, 2
Улица Русаковская, 2
-24
Улица Русаковская
Улица Русаковская

В марте 1932 года молодой инженер Вениамин Маковский, сторонник щито­вого способа строительства тоннелей глубокого заложения, не учитывая очень ограниченные возможности стройки в то время и не найдя поддержки у руковод­ства Метростроя, обратился напрямую в парторга­низацию Москвы со своим пред­ложением. Оно встретило одобрение Хрущева, Кагановича и лично Сталина.

-26
-27

Убедить Сталина в невозмож­ности за короткие сроки построить метро этим способом Ротерту не удалось, пришлось подчиниться и перепроектировать всю линию на глубокое заложение (для чего понадобилась повторная геологическая раз­ведка на большие глубины). Участок от «Сокольников» до «Комсо­мольской» включительно с промежу­точной станцией «Красносельская» и двухпутными тоннелями прямоугольного сечения строился открытым способом (в котлова­нах) — за исключением опытного участка вблизи Митьковского путепровода, с которого началась стройка. Опытный двухпутный тоннель длиной 224 метра был построен закрытым (горным) способом.

Геологический разрез на трассе Сокольники – Комсомольская
Геологический разрез на трассе Сокольники – Комсомольская
-29

15 октября 1934 года из депо «Северное» вышел первый поезд и прошел по участку «Комсомоль­ская» — «Сокольники». В феврале 1935 года, когда строительство близилось к завершению, пробный поезд прошел уже по всей трассе.

-30

На 1 мая было намечено открытие метрополитена для пассажи­ров. А в конце апреля на метро решил проехать Сталин.

-31

Поезд метро с руководством страны отпра­вился от станции «Библиотека им. Ленина» в направлении «Охот­ного Ряда», но вскоре остановился в тоннеле из-за неисправности сигнального оборудова­ния. Вопреки ожиданиям, Сталин отнесся к проис­шест­вию философски и дал строителям еще две недели на устранение недочетов.

И вот 15 мая 1935 года, в 6 часов 45 минут, одновременно открылись двери всех тринадцати станций московского метро, а через 15 минут началось регулярное движение поездов с пассажи­рами.

Выход первого поезда
Выход первого поезда

Люди всю ночь стояли у павильонов, мечтая оказаться в числе первых пассажиров. Пассажи­ром, купившим билет № 1 на стан­ции «Сокольники», стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Николае­вич Латышев. Билет стоил 50 копеек и действовал только 35 минут. Это было сделано, чтобы горожане не катались в вагоне целый день. А билеты были красного или жёлтого цвета, в зависимости от направления движения.

-33
Рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Николае¬вич Латышев
Рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Николае¬вич Латышев
Первые билеты
Первые билеты

В 1932 году из Горловки в Москву был направлен Иван Георгиевич Таранов в составе группы молодых специалистов для проектирования станций метро. С этого времени он стал работать в архитектурном бюро Метростроя и вскоре стал заместителем начальника архитектурного отдела С. М. Кравца. В этом архитектурном бюро Таранов встретил Надежду Александровну Быкову, которая позднее стала его женой. А в 1932 году молодые архитекторы вместе начали проектировать станцию метро «Сокольники».

Тарановы
Тарановы
Архбюро Метростроя
Архбюро Метростроя
Архбюро Метростроя
Архбюро Метростроя
Первый проект станции «Сокольники»
Первый проект станции «Сокольники»

Право на строительство будущей станции предоставлялось победителям организованного конкурса. Молодые архитекторы Таранов и Быкова выиграли конкурс.

Эскиз входного павильона
Эскиз входного павильона

Когда началось строительство станции «Сокольники», то не всё шло как по маслу. Колонны «под натиском руководства сверху» становились из круглых квадратными, еле отстояли для облицовки мрамор «уфалей».

Проект «станция+панно+лестница»
Проект «станция+панно+лестница»

Наземный вестибюль после всевозможных утверждений было приказано уменьшить в полтора раза, и архитекторы выкручивались, но так или иначе «Сокольники» были построены. Коридоры и кассовый зал были отделаны грузинским мрамором «садахло» и уральским прохоро-баландинским.

Иван Таранов, кстати, придумал логотип московского метро (букву "М"). В последствии советский архитектор Иван Таранов стал автором одиннадцати станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с женой, архитектором Н.А.Быковой). Позже он стал лауреат Сталинской премии второй степени (1952).

Поскольку станцию построили неглубокой, то её конструкция была довольно простой - трёхпролётная платформа с двумя рядами квадратных колонн. Потом она станет основной для будущих станций мелкого заложения.

-42
Станция «Сокольники» в наше время
Станция «Сокольники» в наше время

Колонны на станции облицованы серым мрамором. Чтобы визуально сделать станцию более просторной, внизу базы (нижняя часть колонны) отделали чёрным цветом, а капители (квадрат, на котором стоит колонна) - белым. Потолок украсили кессонами. Это рельефные квадратные углубления в сводах. Изначально в них располагались небольшие светильники. Над самой платформой висели люстры-шары.

-44

Но в 1960-х годах всё это заменили на люминесцентные лампы. Путевые стены облицованы глазурованной плиткой. Пол станции на момент открытия в 1935г. был покрыт асфальтом. Позже его заменили на гранит. В центре зала расположили мостик, который ведёт к выходу. Изначально конструкцию планировали украсить майоликовыми панно, которые изображали бы отдых людей в парке "Сокольники". Ведь именно в честь него станция получила название. Но задумку не реализовали. Перронный зал и наземный вестибюль архитекторы выполнили в стиле ар-деко. В 1937 году станция была отмечена призом Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Таранов в 1935г. поступил в аспирантуру, а там вскрылось его дворянское происхождение. Отчислили его. За «Сокольники» Надежде Быковой выдали денежную премию и отрез ткани. А Ивану Таранову — ничего.

Л.М.Каганович
Л.М.Каганович

Надежда Быкова написала письмо Кагановичу: мол, мы работали с Иваном вместе, вместе и должны быть поощрены, а если только меня, то я от всего отказываюсь. Каганович помог восстановить Таранова и тот продолжил работать. После завершения строительства станции «Сокольники» Иван и Надежда поженились.

Интересно, что "Сокольники" - первая станция московского метро, где попытались разделить потоки пассажиров. Коридоры были запроектированы так, чтобы люди, которые входят на станцию и выходят из неё, не пересекались.

-46

Ещё один интересный факт: с момента открытия станции, в 1935 году, здесь работали автоматы по продаже бутербродов, шоколада и папирос. Но, к сожалению, столичная публика новинку не оценила, и автоматы убрали.

-47

Хотелось бы отметить предусмотрительность проектировщиков того времени: станции вмещают сейчас поезда длиной 8 вагонов, хотя при запуске в 1935г. они ходили вдвое меньше.

Витраж с изображением красной пятиконечной звезды с 1935 года украшал потолок наземного вестибюля, но в 1950-е годы его замуровали. Сейчас он восстановлен по историческим чертежам.

-48

Восстановлены две статуи работы скульптора Матвея Манизера: метатель дисков и волейболистка. Оформление павильона «Сокольники» несколько раз менялось: перекрашивали в разные цвета белоснежные барельефы с изображениями метростроевцев, а также скульптуры дискобола и волейболистки, оконные проемы здания то замуровывали, то открывали.

-49
-50
-51

Слово «метрополитен» в Москве произнесли впервые в 1901 году. А короткое слово «метро» было изначально мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро — лучший в мире!»

После открытия станции метро "Сокольники" в 1935 г. была выпущена открытка с видом наземного вестибюля станции. Примерно такие открытки выпускались и в другие годы.

-52

В 1975 и 1980 годах были выпущены значки, посвященные станции метро "Сокольники".

-53

Ещё хочу рассказать о памяти Тарановых в метро. В переходе с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» в стене установлено большое мраморное панно.

-54

Слева изображён мужчина с большим проектом в руках - это Иван Таранов, а левее, через одного метростроевца, с короткой стрижкой - Надежда Быкова.

-55

В работе использованы сведения из следующих источников

1. Три поколения дома Тарановых

https://web.archive.org/web/20070607180728/http://www.architektor.ru/ai/2006/taranov1.htm

2. Интересные факты о первой станции Московского метро

https://zen.yandex.ru/media/omoskveneskuchno/interesnye-fakty-o-pervoi-stancii-moskovskogo-metro-5edf34db35dcb743973e920e

3. https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Мы_строим_метро_(книга,_часть_1)

4. https://arzamas.academy/materials/1941

5. https://a-dedushkin.livejournal.com/1200887.html

6. Сегодня 85 лет московскому метро

https://www.elledecoration.ru/news/architecture/farforovaya-cerkov-v-norvegii-id6868994/

7. Журнал «Дилетант», проект «Сокольники-мой район», №015, 2019.

8. «Восточный округ» №46, ноябрь 2018.

9. «Вечерняя Москва», №44 (662), 2018.

10. «Восточный округ» №49, декабрь 2019.

11. Личный архив семьи Хомутовых.