Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Первый цветной художественный фильм в СССР

Оглавление

Обычно я пишу про черно-белое кино, а сегодня вот решил написать про цветное

Афиша фильма
Афиша фильма

С чего все начиналось?

Что касается раскрашивания кадров вручную, этим занимался ещё Жорж Мельес и даже его предшественники в конце XIX - начале ХХ в.-в. Незадолго до революции с цветной съемкой экспериментировал знаменитый Прокудин-Горский, но его способ был аддитивным. Это когда три чёрно-белых пленки проецируются одновременно через три цветных светофильтра. Технология была очень неудобной и распространения не получила. Субтрактивный способ - получение цвета непосредственно на пленке, появился в конце 20-х - начале 30-х. Причем, "отсталая" Россия в деле разработки цветного кинематографа ничуть не отставала от остального прогрессивного человечества. Их Technicolor и наш "Хромаколор" возникли практически одновременно. В начале 30-х и у них и у нас цветные кадры мелькали в кинохронике и использовались в качестве вставок в игровом кино. К примеру, была такая вставка в "Счастье" Александра Медведкина (1935). Первый в мире цветной полнометражный игровой фильм "Бэкки Шарп" снял американец армянского происхождения Рубен Мамулян в 1935 году.

А что у нас?

Уже в 1936-м вышел на экраны наш советский "Соловей-Соловушко" ("Груня Корнакова"). Режиссером был Николай Экк, а оператором - пионер советской цветной кинематографии Федор Проворов. В отличие от современной трехцветной модели RGB (красный, зелёный, синий), "Груня" была снята на плёнку с только зелёным и красным каналами. "Двухцветка", как ее называли, ощутимо искажала цветопередачу. Например, ярко-жёлтый и желто-зеленый цвета с ее помощью нельзя было передать вообще, но представляю себе, какое впечатление производило даже такое несовершенное цветное кино на тогдашнего зрителя. Особенно восхитительный ярко-красный пожар на предприятии фарфорового фабриканта Лузнецова.

Женский боевик

Тема картины традиционна для нашего кино 20-30-х: "вот как было в прежни годы, когда не было свободы", как я это называю. Умели и любили у нас в то время снимать "триллеры" о кровавом царском "прижиме" и "Соловей-Соловушко" - это один из них. А ещё - это неожиданная попытка реанимировать старейший жанр отечественного кино - экранизацию песни. Ну и, конечно, в финале фильм превращается в настоящий крутейший боевик, причем, вполне в духе современной повестки, так как боевик ещё и женский.

Работники лузнецовской фабрики
Работники лузнецовской фабрики

Девчоночка фабричная

Действие происходит где-то между первой и второй русскими революциями. Груня - девушка из рабочей семьи, игрунья и певунья. Братья у нее само собой революционеры: один сидит в тюрьме, второй ещё нет. Мать и отец Груни работают на фарфоровой фабрике кровопицы Лузнецова (его играет отец Алексея Баталова). В пожаре деревянных корпусов фабрики гибнет грунин отец и ещё множество народу. Семья остаётся без средств. Груню берет под свое "покровительство" старый кобель-управляющий и пристраивает в цех, где чахоточные женщины в глиняной пыли, изнемогая, делают тарелки для буржуев. На протяжении всего фильма старик управляющий откровенно подкатывает к молодой-красивой Груне, но та предпочитает его ухаживаниям классовую борьбу: помогает брату распространять листовки. Вот из листовок-то работницы фабрики и узнают, что в деревянных цехах, где сгорели их мужья, был не пожар, а поджог. Фабрикант Лузнецов решил сжечь свои деревянные корпуса, чтобы получить страховку, и на эти деньги расширить производство. Узнав об этом, работницы звереют и идут громить дом управляющего. Начинается бабий бунт. Усмирять его приезжают казаки, но работницы фабрики побеждают их, закидывая тарелками. В финале одна из самых красивых сцен фильма: Груня должна пробраться на верхний этаж фабрики, к слуховому окну, чтобы подать оттуда своим товаркам сигнал к наступлению - махнуть косынкой. По дороге ее ранят и она перевязывает себе руку той самой косынкой. Когда Груня, полуживая, всё-таки добирается до слухового окна, ее пропитанная кровью косынка полощется на ветру будто красный флаг.

Косынка-красный флаг
Косынка-красный флаг

А дальше...

"Груня Корнакова" это что-то среднее между "Юностью Максима" и "Ямой" Куприна, а хмельная разухабистость фабриканта Лузнецова чем-то напоминает третью часть "Неуловимых мстителей", где претенденты на российский престол предаются русской тоске в Париже. И при всем том фильм очень динамичный и смотрится на одном дыхании, особенно, финал.
А что касается дальнейшего развития цветного кино в СССР, то уже к 1939-му году у нас появилась трехслойная пленка, близкая к современной: (фильм "Цветущая юность"). А после войны СССР достались большие запасы трофейного немецкого Agfacolor'а. Надо сказать, Германия на тот момент была едва ли не лучшим производителем цветной кинопленки. Большая часть наших цветных фильмов 40-50-х снята именно на нее. В то же время немецкая пленка стала образцом, по которому мы начали дети делать свою.

Фильм снят на пленке, как гласили финальные титры каждого кино
Фильм снят на пленке, как гласили финальные титры каждого кино

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус