Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Денег много, а жить скучно»

А.Н.Грибов в роли Хлынова
А.Н.Грибов в роли Хлынова

(«Горячее сердце»)

Самой страшной фигурой среди калиновского «паноптикума» мне представляется «Тарах Тарасыч Хлынов, богатый подрядчик».

Почему он страшен? Да потому, что, чувствуя полную свою безнаказанность, может вволю куражиться и безобразничать.

Его появление в пьесе хорошо подготовлено рассказом Васи Шустрого: «Он теперь на даче живёт, в роще своей. И чего-чего только у него нет! В саду беседок, фонтанов наделал; песельники свои; каждый праздник полковая музыка играет; лодки разные завёл и гребцов в бархатные кафтаны нарядил. Сидит всё на балконе без сертука, а медали все навешаны, и с утра пьёт шампанское. Круг дому народ толпится, все на него удивляются. А когда народ в сад велит пустить, поглядеть все диковины, и тогда уж в саду дорожки шампанским поливают… Пушку купил. Уж чего ещё!.. По его капиталу необходимая это вещь. Как пьёт стакан, сейчас стреляют, пьёт другой — стреляют, чтобы все знали, какая честь ему передо всеми».

Б.М.Кустодиев. Эскиз декорации к сцене на даче Хлынова
Б.М.Кустодиев. Эскиз декорации к сцене на даче Хлынова

Узнаем мы и то, что Хлынов «из крестьян недавно», разбогател на подрядах, но сейчас их уже бросил; расскажет Вася и то, что «денег у Хлынова много, а жить скучно, потому ничего он не знает, как ему эти деньги истратить, чтоб весело было». Узнаем о его диких забавах и прихотях: «Вот недавно придумал летом в санях ездить по полю. Тут недалеко деревня; собрали двенадцать девок и запрягли их в сани… На каждую девку дал по золотому. А то вдруг на него хандра нападёт: “Не хочу, говорит, пьянствовать, хочу о своих грехах казниться”. Позовёт духовенство, посадит всех в гостиной по порядку, кругом, на кресла и начнет потчевать; всем в ноги кланяется; потом петь заставит, а сам сидит один посреди комнаты и горькими слезами плачет».

Впрочем, кающимся мы его не увидим. Увидим вволю издевающимся над людьми, невзирая на их положение. Я уже писала (повторяться не буду) о его глумлении над городничим и объяснениях, почему он не понесёт наказания. А вот его приветствие городскому начальству: «Нашему градоначальнику! (Кланяется.) Господин полковник, мы к вашему высокоблагородию! Павлину Павлинычу, предводителю нашему купеческому, почтение. Барин, гляди, вот всё это наше начальство! Господин полковник Градобоев, господин Курослепов, его высоко… высокостепенство; а для нас это всё одно ничего, можем слободно…»

Познакомимся с живущим у него «барином»: «Ещё барин с ним. Он его из Москвы привёз, за сурьёзность к себе взял и везде возит с собой для важности. Барин этот ничего не делает и всё больше молчит, только пьёт шампанское. И большое ему жалованье положено за вид только за один, что уж очень необыкновенные усы».

И.М.Москвин в роли Хлынова
И.М.Москвин в роли Хлынова

Он выкупит из солдатчины Ваську, но вовсе не из добрых чувств: «Так как Васька на бубне даже очень хорошо стал понимать, и мне чрез это самое от него утешение, значит, я сам в одну минуту это дело кончаю. Потому, если кто мне по нраву, тех трогать не смей». А чуть позже самому Ваське скажет: «Ты должен ждать, какая от меня милость будет; может, я тебе эти деньги прощу, может, я заставлю тебя один раз перекувырнуться, вот и квит. Ты почём мою душу можешь знать, когда я сам её не знаю, потому это зависит, в каком я расположении… Теперь я тебя, братец ты мой, так решаю; четыреста рублёв для меня все равно плюнуть, а за эти деньги ты будешь служить у меня год, в какое я тебя звание определю» (и определяет «в кабалу», «в песельники»).

Хлынову важно, чтобы хоть кто-то ему завидовал, относился к нему с подобострастием. Вспомним, как командует он выведенному из арестантской Ваське: «Знай порядки! Как ты, братец, довольно необразован! В ноги градоначальнику!.. Его высокостепенству… Мне!»

В то же время (и это тоже страшно!) Хлынову абсолютно безразлично мнение окружающих. Он совершенно спокойно выслушает от барина: «Ты знаешь, я в тебе эту черту не люблю. Уж извини… Свинства твоего!»

Для забав Хлынову служит мещанин Аристарх – мастер на все руки, без которого купчина не может обойтись. И хоть и скажет Васька, что ему, по сравнению с барином, «уважения меньше», Аристарх не стесняется в глаза говорить купцу правду: «Твой-то капитал весь несправедливый», «Гони, говорит, не запла́чу, по мою жизнь вас, дураков, хватит». Аристарх не побоится обратиться к Хлынову: «Погоди, безобразный!» - да и Параше потом представит его: «Это вот подрядчик Хлынов! Слыхала? Безобразный такой. Нечего ему делать-то, а денег много, вот он и забавляется».

И ведь безобразия Хлынова, несомненно, будут продолжаться ещё очень долго, покуда хватает у него капитала «шампанским песок поливать». Будут и покровительствовать ему сильные мира сего, которых он умеет принять и угостить: «Господа, пожалуйте ко мне откушать, на дачу, покорнейше я вас прошу, щи да кашу кушать! А может, поищем, и стерлядей найдём, — я слышал, что они в садках сидеть соскучились; давно в уху просятся. Винца тоже отыщем, кажется, у меня завалялась бутылочка где-то; а не поленятся лакеи, так и в подвал сходят, дюжину-другую шампанского приволокут. Так как вы наше начальство, будем здоровье ваше пить, с пушечной пальбой, и народ поставим в саду ура кричать. Милости просим, господа!» И услышит в ответ от Градобоева: «Вот когда ты дело говоришь, и слышать тебя приятно».

И, конечно, не могу не процитировать распоряжение перед отплытием: «Алистарх, наблюдай, братец, где мели и подводные камни! Чуть где место опасное, докладывай, — мы в те поры будем на нутр принимать для храбрости. Поехали!»

К.И.Адашевский в роли Хлынова
К.И.Адашевский в роли Хлынова

*************

В интернете можно прочитать целые статьи на тему, что прообразом Хлынова послужил текстильный фабрикант Михаил Хлудов, чьи безобразия были известны всей Москве. Однако позволю себе в этом усомниться: если мы взглянем на биографию Хлудова, то увидим, что к моменту написания комедии будущему «московскому страшилищу» было только двадцать пять лет, он путешествовал по востоку, налаживая торговые связи, затем участвовал в русско-турецкой войне (где, кстати, был отмечен за храбрость) и лишь потом сосредоточился на коммерции – и пошло-поехало…

Так что здесь, скорее всего, до́лжно говорить не о прообразе, а о гениальности драматурга, так метко схватившего черты человека, решившего, что ему, в силу огромных богатств, «всё дозволено».

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь