Наши дорогие читатели, как мы обещали, продолжим наш вчерашний разговор о царевне Софье, патриархе Иоакиме и молодом царе Петре Алексеевиче, которому еще предстоит стать Петром Великим. Поэтому - убедительная просьба - читайте "Царевна и Патриарх или к чему привел "Вечный мир" с Польшей?"
Итак, как мы уже отмечали, подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой в 1667 г привело не только к возвращению #Левобережной Украины с Киевом в состав Российского государства, но и проникновению римско-католической идеологии.
#"Вечный #мир" 1686 г. только упрочил эту тенденцию, и в итоге к 1680-м годам сложились две так называемых партии - "латинствующие" и старомосковская. Первые, как бы мы сейчас сказали, "фанатели" от всего западного. Их лидеры - #регент #Софья и ее фаворит, "посольских дел сберегатель" и фактически - глава правительства - князь Василий #Голицын. "Латинствующие" таким образом закрепили за собой и политические позиции. В этой связи старомосковская партия - консерваторы и государственники выглядели слабее. Тем более, что их лидер - патриарх Иоаким - популярностью не обладал, особенным авторитетом также. Но... благодаря одной его "прогулке" в ночь с 7 на 8 августа 1689 года, изменился ход русской истории.
Известно, что, чем более длилось регентство Софьи, тем сильнее укреплялось ее намерение окончательно заменить собой братьев. Понимала это и партия Петра Алексеевича: мать - вдовствующая царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) да и остальные Нарышкины. Причем известно, что, по сути, они составляли уже третью партию, для которой укрепление на престоле #Петра становилось вопросом выживания. Но обстоятельства были не в их пользу.
Но все решилось в ночь на 8 августа 1689 г, когда патриарх Иоаким (Савелов) ... просто взял да и поехал в Троице-Сергиевский монастырь, да там и остался, чем публично показал, на чью сторону встала власть духовная.
Для Софьи все в один миг изменилось: все бразды правления были у нее. В Москве также находился и "старший" из двух царей - Иван V - не имевший какой-либо самостоятельной позиции, во всем подчинявшийся сестре. В Москве же находился и #Патриарх - НО - до своей "ночной прогулки". По факту приезда к Петру Иоакима все изменилось - #церковь заняла позицию - официально заняла сторону Нарышкиных, и отказала в поддержке царевны Софьи и царя Ивана Алексеевича. Шестнадцатилетний царь Петр, находясь в Лавре, предъявил ультиматум Софье и стрельцам. Стало понятно, что в России теперь новый #царь. Софья проиграла, и проиграла, благодаря Патриарху, на которого не ставил никто. Но Никто в итоге решил все!.. Почему, находясь, по сути, в партии старомосковских консерваторов, Иоаким выбрал сторону Петра, чьи пристрастия к Немецкой слободе и всему западному, ни для кого не были тайной? Мы ответим на этот вопрос в нашей следующей публикации.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!