"Порою слова служат для сокрытия фактов. Но никто не должен знать об этой уловке, а на случай, если ее все же заметят, надобно иметь под рукой убедительные оправдания".
Н. Макиавелли "Наставления".
Правильнее говорить "частное богословское мнение" - Теологумен. Именно этот термин использовал историк Церкви В. В. Болотов. Но опирался он на мнение святого Филарета (Дроздова). Это статья для тех, кто читал "Митрополит Филарет: святой, ученый, патриот".
Митрополит Филарет был канонизирован лишь 1994 г. Но... Какая разница? Канонизация святых нужна не им, а нам: чтобы было к кому обращаться.
Итак. ТЕОЛОГУМЕН - это личное (частное) богословское мнение. Оно может расходиться с мнением Церкви. Здесь важно подчеркнуть: это именно мнение Церкви (традиция). Это не Символ Веры. А именно устоявшееся понимание того или иного вопроса, с которым я лично не согласен.
Пример. Все мы знаем "теорию мытарств". Согласно житию "Василия Нового", по смертному пути душу на "тот свет" ждут испытания. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу к себе - в ад. Бесы, якобы, предоставляют список поступков, относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи список поступков произнесения неправды и т. п.), а ангелы добрые дела, совершённые человеком при жизни. В случае если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад.
Похваляются (якобы) более всего бесы, отвечающий за прелюбодеяние или блуд.
Но! Вы никогда не задумывались о том, что НИ ОДИН человек не способен пройти эту "лестницу". Только святой. Значит 99% человечества должны отправится в ад? Именно так и рассуждают сторонники "теории мытарств".
Автор так не считает. И у него есть аргумент: позиция святого Филарета. В этом и заключается смысл слова ТЕОЛОГУМЕН. Если хотя бы один святой разделяет мою точку зрения, то я могу НЕ соглашаться с традиционной для моей Церкви точкой зрения.
Святой Филарет считал "теорию мытарств" ошибочной и ВРЕДНОЙ.
Ошибочной, ибо НИКТО из святых (кроме Василия Нового) о ней не говорил. Вредной... Еще как вредной.
Если человек понимает, что "мытарства" пройти нельзя, и он все равно окажется в аду, то следует вывод: НАДО ГРЕШИТЬ на "полную катушку". Если все равно мучиться придется - надо получать "кайф" здесь.
Митрополит предупреждал, что «видения, имеющие свою истину, не всегда удобно обращать в общие догматы. Вы догматствуете о мытарствах, а потом приводите изложение посмертных состояний из св. Макария, который ни слова не говорит о мытарствах. Отсюда родятся затруднительные вопросы».
Спасибо всем нашим читателям из Соединенных Штатов. Не стесняйтесь - подписывайтесь. Остальные - тоже подписывайтесь и не забывайте ставить лайки. Читайте: "Анна и Владимир: какую жену привез себе князь из Византии", "Папа Франциск Первый - загадочная личность" и "Фильм "Звездные войны": противостояние двух религиозных концепций". Храни Вас Бог.