Кошка по имени Гли, что на турецком означает «союз любви», жила в мечети Айя-София в Стамбуле шестнадцать лет. Она стала известна на весь мир из-за того, что любила фотографироваться с туристами и паломниками. Когда в ноябре 2020-го года она yмeрлa, был опечален весь турецкий народ.
Содержание кошек в этом древнем византийском соборе, обращенном в мечеть, а потом в музей, не является маркетинговым ходом для привлечения посетителей. Кошки действительно имеют высокий статус в исламе – им разрешено входить в мечети по всему миру.
Даже в Заповедной мечети в Мекке, во внутреннем дворе которой находится Кааба, живут и веками жили эти прекрасные животные. Конечно, во время совершения хаджа, когда сюда стекаются мусульмане со всего мира, во избежание встречи с толпой служители их забирают домой.
Почему же в исламе так ценят кошек?
Сердцем ислама являются земли, которые историки называют Плодородным полумесяцем – это старейший в истории человеческой цивилизации земледельческий регион. Именно поэтому кошки тут почитались с давних времен – они защищали амбары с хлебом от грызунов.
Ислам воспринял эти идеи и закрепил их в своих духовных основах. Эта религия особое внимание уделяет чистоте, а кошки – весьма чистоплотные животные. Они умываются по нескольку раз в день, и даже более брезгливо относятся к нечистотам и грязи, чем многие люди.
К тому же, некоторые деятели раннего ислама от чистого сердца любили кошек. У самого пророка Мухаммеда была кошка Муизза, которую он очень ценил. Многие люди слышали историю, что он спешил на молитву, но не стал будить своего питомца, хотя та спала на его халате. Вместо этого он предпочел отрезать рукав.
Кроме того, один раз кошка спасла его от змеи. Согласно преданию, Мухаммед погладил свою любимицу и вознаградил весь кошачий род умением всегда падать на лапы. По легенде, те полосы, которые есть у некоторых кошек на лбу, являются следами от пальцев пророка.
Муизза была черно-белой абиссинской кошкой, которую мусульмане встретили во время марша к битве при Ухуде. Мухаммед увидел, как она кормит котят и приказал солдатам изменить путь, чтобы не мешать этому. Сражение было неудачным для верующих – несмотря на яростное сопротивление, им пришлось отступить. Но пророк все равно не забыл на обратном пути забрать бездомную кошку и больше не расставался с ней никогда.
Имя Абу Хурайры, одного из его сподвижников, переводится с арабского, как «отец котят». Так его стал величать сам основатель ислама, после того, как увидел своего товарища, идущего по улице с котенком. Хурайре настолько понравилось это прозвище, что он в дальнейшем только так и представлялся. Даже его настоящее имя по этой причине было забыто.
Хадисы относят кошек к чистым животным – не в том смысле, что их можно употреблять в пищу, а в значении, что они так же чистоплотны, как люди. Поэтому пушистикам разрешено входить в человеческое жилье и даже можно входить в мечети. Еду, которую ела здоровая кошка, можно доесть. Воду, что она пила можно использовать для омовения. По давним арабским поверьям считается, что кошки приводят домой ангелов. Кроме того, из-за охоты на мышей, которые едят книги, они считаются спутниками мудрецов и ученых. Обычным сюжетом исламской живописи является седовласый старик, читающий книгу с кошкой.
Согласно хадису, переданному тем же Абу Хурайрой, женщина, которая заморила голодом свою кошку, была отправлена в ад. А позже в положения шариата вошло правило, что кошек нельзя бить ничем, кроме хлопкового шарика (на современном языке – ваты), а тех, кто плохо к ним относился, могли наказать огнем. Некоторые мусульманские правоведы на Ближнем Востоке считают, что кошку нельзя продать, а только подарить. То есть, их положение в исламе максимально приближено к человеческому, чего нельзя сказать о других творениях Аллаха.
В Дамаске существует мечеть под названием Масджид аль-Китат, что в переводе с арабского означает «кошачья». Земля для ее возведения была передана в благотворительный фонд вакф в 1267-м году и доходы от нее предназначены для заботы за кошками. Хранитель мечети каждый день покупает мясо и кормит сотни уличных котов.