Найти в Дзене
BitSPrint

Немного о фотопечати

Оглавление

Фотопечать — копирование и тиражирование фотографического изображения на светочувствительном фотоматериале. Во многих случаев под фотопечатью подразумевается получение позитивного изображения с негатива, где в роли конечного носителя выступает фотобумага. Однако, результатом может быть не только бумажный отпечаток, но и диапозитив на плёнке или стекле, а печать может вестись и на обращаемый фотоматериал с позитива. До появления цифровых принтеров фотопечать была основным способом изготовления фотографий, а для получения больших тиражей происходила с нескольких дубль-негативов параллельно. Фотомеханические способы размножения фотоизображений (например, фототипия) не считаются фотопечатью, а относятся к полиграфическим технологиям.

Различают ручную и машинную фотопечать. В последнем случае процесс происходит в специальном оптическом принтере на рулонном фотоматериале. В настоящее время оптические принтеры полностью вытеснены цифровыми, ведущими печать с цифровых графических файлов лазерным лучом на фотобумаге, или красителями на обычной бумаге.

Технология фотопечати

Печать может выполняться на позитивные фотоматериалы разных типов: фотопластинки, фотоплёнку и фотобумагу. В первых двух случаях в результате печати получают диапозитивы, пригодные для рассматривания в проходящем свете, то есть проекции на экран и оформления световых коробов. Наибольшее распространение получила печать на фотобумаге, снимки на которой не требуют специальной задней подсветки и удобны для рассматривания в отражённом свете. Различают ручную и машинную печать. При ручной печати разрезка фотоматериала, его экспонирование и проявка производятся фотолаборантом без автоматических приспособлений. Лабораторная обработка фотобумаги в этом случае производится в кюветах, реже в полуавтоматических процессорах барабанного типа.

-2

Кюветы для обработки фотобумаги

При машинной печати все операции выполняются специальным принтером автоматически, а экспонированный рулонный позитивный фотоматериал (обычно фотобумага) подаётся в проявочную машину, где происходит его химическая обработка. В СССР выпускался автоматический фотопринтер для чёрно-белой фотопечати «УПФ-1».Распространение в крупных советских фотолабораториях получил также комплекс «Pentacon-201», выпускавшийся в ГДР, и состоявший из автоматического принтера, проявочной машины и резака. Конструкция минифотолаборатории допускает её установку в незатемнённом помещении, требуя только перезарядки сменных кассет с фотобумагой в полной темноте. Так как позитивные фотоматериалы допускают обработку только в темноте или при неактиничном освещении, для ручной фотопечати необходимо отдельное помещение, изолированное от дневного света. Для освещения рабочих мест используются лабораторные фонари с защитными светофильтрами соответствующих цветов. Большинство сортов чёрно-белой фотобумаги не подвергаются спектральной сенсибилизации, и неактиничным для них является жёлто-зелёный свет. Однако, наибольшее распространение получили лабораторные фонари красного цвета, безопасного также для ортохроматических фотоматериалов: позитивных фотоплёнок, диапозитивных фотопластинок и фототехнических плёнок. Для цветных позитивных фотоматериалов применяется тёмно-зелёный светофильтр.

-3

Специальные технологии печати

Кроме непосредственной печати на фотобумаге, в художественной фотографии использовалась печать одного или нескольких промежуточных контратипов на фототехнической плёнке для получения художественных эффектов, таких как изогелия, псевдосоляризация, изополихромия («цветная изогелия») и многих других. Промежуточный контратип также мог использоваться в качестве маски, оттеняющей нужные части снимка или позволяющей изменить характер изображения. Подбор режима экспонирования и проявления контратипа позволял, используя технологии нерезкой маски и «фильтрации деталей проявлением» (ФДП-метод), повышать детализацию снимка, а также впечатывать крупное зерно в качестве творческого приёма. Большинство этих технологий использовались фотохудожниками в рамках жанра фотографики и для выставочной печати.

-4

Ещё одной популярной технологией, позволяющей подчеркнуть полученные эффекты и повысить резкость отпечатков, к середине 1980-х годов стало использование в фотоувеличителе вместо обычной лампы с матовым стеклом над конденсором, точечного источника света без рассеивателя[87]. В качестве последнего чаще всего использовались низковольтные автомобильные лампы с компактной нитью накала. Это требовало дополнительного трансформатора и изменённой техники печати, исключающей диафрагмирование объектива[88]. Точечный источник света позволяет получать отпечатки с подчёркнутой детализацией, но выявляет все механические дефекты, поэтому нашёл применение преимущественно в чёрно-белой фотографии, допускающей ретушь позитива.

Распространение цифровой фотографии оттеснило традиционную технологию фотопечати. В среде фотохудожников стали популярны альтернативные фотопроцессы, такие как цианотипия, гумми-печать и лит-печать. Эти процессы кроме необычного характера изображения обладают низкой повторяемостью, что повышает ценность каждого отпечатка, являющегося уникальным. В большинстве случаев для печати используется такое же оборудование, как и при традиционной технологии: фотоувеличитель, кадрирующая рамка и т. п. Кроме классической технологии на фотобумагах с проявлением, известны процессы на хромированных коллоидах, такие как бромойль и пигментная фотопечать. Изображения, полученные таким способом, ещё более долговечны, однако фотоматериалы в этом случае должны изготавливаться самостоятельно. Кроме того, себестоимость таких процессов значительно выше, чем желатиносеребряного, даже с учётом текущих цен на фотобумагу: например, лист бромосеребряной бумаги «Ilfobrom» формата 11×14 дюймов достигает в цене почти 2 долларов.

Чёрно-белая фотопечать

Ручная чёрно-белая фотопечать не требует трудоёмкой лабораторной обработки фотобумаги и сложной цветокоррекции, и в силу этих причин получила распространение не только в профессиональной, но и в любительской фотографии. В последней этот вид печати был наиболее распространён в СССР, где до Перестройки полностью отсутствовала сеть минилабов, с начала 1950-х годов широко разветвлённая в Западных странах. В профессиональной фотографии чёрно-белая печать здесь также была основной, поскольку до начала 1990-х годов доля цветных отпечатков составляла значительно меньше половины. В настоящее время это практически единственная технология, существующая в аналоговой фотографии в неизменном виде, поскольку цветные отпечатки изготавливаются машинным способом в минифотолабораториях после цифровой цветокоррекции. Единственное исключение составляют специальные цветные процессы типа «Сибахром», требующие высококачественной ручной фотопечати.

-5

Фотолаборант печатает вручную с помощью фотоувеличителя

Машинная фотопечать на классической бромосеребряной бумаге не получила распространения, поскольку полноценная регенерация серебра возможна только из цветных фотобумаг. «Серебряные» отпечатки могут быть изготовлены вручную контактным или проекционным способами. Их главным достоинством остаётся более высокая долговечность, чем у копий на хромогенных фотобумагах или отпечатков из струйных принтеров. При тщательном фиксировании и промывке чёрно-белых фотографий их изображение, состоящее из металлического серебра, может храниться более столетия даже на свету. В случае печати с чёрно-белого негатива принтером, отпечатки изготавливаются на цветной фотобумаге хромогенного типа, долговечность которой уступает желатиносеребряной. Поэтому снимки, отпечатанные вручную на чёрно-белой фотобумаге, имеют более высокую аукционную стоимость и ценятся галеристами. В настоящее время выпуск классической фотобумаги прекращён большинством производителей, поддерживающих только выпуск цветных фотобумаг для автоматических принтеров. Единственная компания, до сих пор выпускающая большой ассортимент чёрно-белых фотобумаг — Ilford Photo[90].

Одной из главных сложностей чёрно-белой фотопечати считается необходимость подбора фотобумаги к негативу в зависимости от контраста последнего[93]. Классические бромосеребряные фотобумаги выпускались нескольких градаций: «мягкая», «полумягкая», «нормальная», «контрастная» и «особоконтрастная». Перечисленным названиям соответствовали номера от 0 до 5, при этом «нормальная» фотобумага обозначалась третьим номером. Слишком контрастный негатив должен печататься на мягкой или полумягкой фотобумагах: в противном случае на отпечатке будет слишком мало полутонов, а света и тени изображения окажутся непроработанными. Наоборот, вялые негативы требуют контрастных фотобумаг, поскольку на нормальной получаются «серыми».

Неизбежные отклонения контраста негативных плёнок заставляли фотолаборантов иметь в наличии как можно больше разновидностей фотобумаги, что не всегда было доступно. Благодаря развитию и удешевлению технологий полива многослойных фотоэмульсий, получили распространение так называемые поликонтрастные фотобумаги, позволяющие регулировать контраст отпечатка в зависимости от особенностей негатива. Такая фотобумага содержит два или три чёрно-белых эмульсионных полуслоя с различной спектральной чувствительностью и коэффициентами контрастности[49]. Контраст регулируется цветными светофильтрами жёлтого и пурпурного цветов. Установка перед лампой увеличителя светофильтра одного из этих цветов снижает экспозицию, получаемую контрастным или мягким полуслоями, давая изображение нужной градации.

Цветная фотопечать

Цветная фотопечать отличается от чёрно-белой усложнённой технологией лабораторной обработки фотобумаги и необходимостью цветокоррекции. Последнее вызвано неизбежными отклонениями спектрального состава съёмочного освещения от предусмотренного цветовым балансом негативной плёнки, а также ошибками при её обработке. По способу, которым осуществляется цветокоррекция, различают два вида цветной печати: субтрактивную и аддитивную. Субтрактивный способ технологически проще, поскольку предусматривает общую экспозицию для всех трёх слоёв фотобумаги. По этой же причине фотопринтеры, построенные по субтрактивному принципу, обладают более высокой производительностью и более распространены.

-6