Литература – не более чем зеркало, отражающее нашу реальность (пусть иногда в немного преувеличенном, искажённом виде).
Именно настоящая литература дарит возможность развивать эмоциональный интеллект, лучше понимать себя и окружающую действительность, что порой даже помогает избежать столкновения с опасными людьми.
Давайте разберём основные типажи отрицательных персонажей, которые наиболее часто встречаются в мировой литературе.
Расчётливые
Девиз: цель оправдывает средства
Эдакие последователи Макиавелли. Считают, что им в жизни не повезло и надо пробивать себе дорогу. Если из-за них кто-то пострадает, то сами виноваты.
Большой процент детективов Агаты Кристи как раз о таких персонажах. Они убивали просто потому, что хотели денег. Или хотели построить свою «империю зла», как Мориарти – заклятый враг Шерлока Холмса.
Но не всегда расчётливые доходят до убийства. Иногда они действуют в рамках закона, но «осадочек» остаётся. Как, например, Жорж Дюбуа в «Милом друге» Мопассана.
Помните такого?
Или муж из новеллы Мопассана «Наследство», готовый подложить жену под другого ради выполнения условия (рождения ребёнка) – только бы не потерять наследные денежки тётки жены.
Милые негодяи
Девиз: да мне вообще на всех на вас наплевать!
Плохиши, которых любят женщины. Красавцы-мужчины с каменными сердцами. Хладнокровные, жестокие. Но, поскольку авторы идут навстречу ожиданиям читательниц, то чаще всего эти литературные личности демонстрируют пылкую любовь к главным героиням романам.
В этом, конечно, кардинальное различие с реальной жизнью.
Им действительно на вас наплевать. Вас не полюбят, даже если вы ироничны как Лиззи Беннет, умны как Джейн Эйр и прекрасны как Анжелика из одноимённого романа. Такие человеки просто не умеют любить. Поэтому не стоит играть в любимую женскую забаву "я его переделаю".
Примеров в литературе полно. Анатоль Курагин из «Войны и мира», Дориан Грей из одноимённого произведения Оскара Уайлда, Феб де Шатопер из «Собора Парижской Богоматери», мистер Уикхем из «Гордости и предубеждения», Ретт Батлер из «Унесённых ветром», с натяжкой – Филипп дю Плесси из «Анжелики».
В литературе и кино этот типаж, как правило, отличает исключительная, почти женоподобная красота или хотя бы лощёность, франтоватость (как у Ретта). Мужчинам такой типаж кажется даже приторным и слащавым.
Негодяи поневоле
Девиз: я не хотел!!!
Самый яркий пример – Антон Гофмиллер из «Нетерпения сердца» Стефана Цвейга. Своей опасной жалостью он приводит влюблённую в него девушку к трагическим последствиям, за что потом корит себя до конца своих дней. Подробнее тут:
Из более современной литературы – профессор Снейп из книг Роулинг про Гарри Поттера, по глупости загубивший свою единственную любовь.
Такие мужчины совершают подлости не со зла. Наоборот, чаще всего их намерения чисты и благородны.
Про них всё давно сказала Гермиона Грейнджер.
Тираны и самодуры
Девиз: я всегда прав. Если я не прав – см. пункт первый.
Классическая литература богата на подобных персонажей. Чаще всего это богатые люди – помещики или плантаторы, но бывают и представители иных социальных групп.
Таких персонажей много в пьесах Островского – «Бедные люди», «Гроза» и пр.
Беспощадный пастор из рассказа «Дождь» У.С. Моэма – достойный представитель этого типа с достойным концом.
Помещик Троекуров из «Дубровского», опекун Фанни Прайс из «Мэнсфилд-парка».
Самый яркий пример из зарубежной классики – роман «Замок Броуди» А.Кронина, в котором описан эталонный тиран – отец семейства Джеймс Броуди.
Ставьте лайк, если хотите подобную классификацию по женским персонажам.
Соблазнители и насильники
Девиз: хочу и точка.
Я не просто так ставлю их в одну категорию.
Да, добровольным согласием и взятием тела женщины силой есть огромная разница. Однако в прошлом девушки были невинны во всех смыслах и не до конца осознавали, чем им грозит близость с желанным мужчиной. Многие и понятия не имели ни о процессе, ни о результате, так сказать. Опытный Паратов, например, прекрасно понимал, что лишает Ларису Огудалову будущего и просто поступает как свинья с влюблённой в него девушкой.
Поэтому даже в глубоко патриархальные времена мужчина, запятнавший честь девушки, зачастую лишался доступа в приличные дома. Как, к примеру, мистер Уиллоби из «Чувства и чувствительности» Джейн Остен или Вальмон из «Опасных связей», чья дурная репутация шла вперёд него.
Ханжи верещат о запретах всего подряд, однако именно в русской классике было много правдивых в своей жестокости описаний сексуального насилия над девочками и женщинами.
Отец Аксиньи из «Тихого Дона» Шолохова (помните, как его «казнили» внутри семьи – собственная жена и старший сын?)
Князь Тоцкий из романа Достоевского «Идиот» – опекун Настасьи Филипповны, принудивший её к сожительству то ли с 16, то с 12 лет.
Про Набоковского Гумберта и Лолиту я вообще молчу – и так всё понятно.
Сексуальное насилие -- это не "отряхнулась и пошла", как любят иногда обесценить подобное. Оно калечит женщину, наносит непоправимые раны душе, которые не всегда по силам залатать даже спустя годы.
Неуловимые мстители
Девиз: ты мне за всё заплатишь!
Эти персонажи далеко не всегда злодеи. Иногда они мстят заслуженно. Яркий пример – граф Монте-Кристо.
Но иногда их месть теряет всякие разумные границы и их месть явно несоразмерна причинённому урону. Как, к примеру, персонаж из романа «Маг» У.С. Моэма – Оливер Хаддо.
Такие «потерявшие берега» уже больше похожи на представителей следующего типа.
Психически нестабильные
Девиз: кто я? где я? это не я?!
Парфен Рогожин, который сначала поднимает руку на Настасью Филипповну, а затем сутками стоит на коленях и вымаливает у неё прощение (роман Достоевского «Идиот»). Убийца Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» (забыла его имя, напишите, пожалуйста, в комментариях).
Ещё вариант – человек, одержимый бредовой идеей, такой как Раскольников из «Преступления и наказания».
Тварь я дрожащая или право имею?
Также это может быть утончённый психопат – человек с извращёнными представлениями о моральных нормах.
Это и роковой режиссёр из книги французского писателя Фредерика Тристана «Во власти дьявола», и «Американский психопат» Б.И. Эллиса, и «Коллекционер» Д. Фаулза, и судья из «Десяти негритят» Агаты Кристи.
Все мои статьи:
Моя книга на Литрес:
Напишите в комментариях о литературных персонажах, которых вы отнесли бы к этим типам.
Ставьте лайк, если хотите подобную классификацию по женским персонажам.