Найти в Дзене
Марина Беликова

Пять лучших произведений Ги де Мопассана

Оглавление

Мой литературный вкус сформировался на чтении классической английской и французской литературы. По этой причине я скептически посмеиваюсь в кулачок, когда слышу пафосное «Русская литература – лучшая в мире!!!!» Ааа, Толстой! Ааа, Пушкин!! Ааа, Достоевский!!! Ничуть не умаляю заслуг этих замечательных авторов, однако это не так. Обычно про лучшую литературу в мире говорят люди, прочитавшие полторы книжки из школьной программы и страшно гордые этим достижением. Так вот, ответственно заявляю: русская литература далеко не единственная звезда на небосклоне. Есть светила и поярче. А если вы со мною не согласны и считаете меня прозападной непатриотичной сволочью, то так мне и надо напишите об этом в комментариях (разумеется, в рамках культурной дискуссии – за любые оскорбления отправляю в бан).

Немного классики
Немного классики

Это было небольшое лирическое отступление. А теперь давайте поговорим о Мопассане. Мне нравится Мопассан за его очень чёткий, правдивый, порой препарирующе жёсткий взгляд на человеческую натуру. Он не миндальничает, не приукрашивает действительность, а показывает все пороки, прикрытые псевдодобродетельными фиговыми листками. Он не даёт нам морали в лоб и вместе с тем его произведения пропитаны моральными ценностями, противопоставленными ханжескому буржуазному общество.

Например, его прекрасная «Пышка».

Героиня-проститутка ведёт себя честнее и порядочнее собравшихся вокруг неё гаденьких ханжей. Время действия – франко-прусская война. Несколько человек убегает из Парижа. Прусские офицеры задерживают всю группу беженцев, вынуждая Пышку «посотрудничать» с главным пруссаком. Это оскорбляет Пышку; она презирает интервентов и не желает иметь с ними ничего общего. Но вскоре она сталкивается с давлением от добродетельных дам и господ, что показывает, кто тут честный человек, а кто продажная дешёвка. Конец у истории очень грустный.

Никто, конечно, не умирает, но всё равно всё очень печально.

Пышка из фильма 1934 года
Пышка из фильма 1934 года

Новелла «Мадемуазель Фифи» по сути похожа на «Пышку».

Героиня всё той же профессии обладает прекрасным нравственным началом и не боится бросить вызов врагу, топчущему родную землю.

«Милый друг» – шедевр на все времена. Главный герой – беспринципный и алчный – умело поднимается с низов до самого верха при помощи лести, лжи, манипуляций и паразитировании на других людях.

Роберт Патиссон в роли Жоржа Дюруа (мне фильм вообще не понравился)
Роберт Патиссон в роли Жоржа Дюруа (мне фильм вообще не понравился)

Новелла «Сожаление»

История о том, как важно не упустить свой шанс, чтобы под конец жизни не было больно за бездарно растраченное время. А ещё этот рассказ для всех мужчин, которые плохо понимают женские намёки.

Вот из серии:
– Вася, приходи на сеновал *******
– Намёк понял!

А герой Мопассана не понял. В общем, сам дурак.

Новелла «Наследство»

Ги де Мопассан некоторое время работал мелким канцелярским чиновником. В этом произведении он точно обрисовывает мелочные характеры обитателей таких конторок.

Расчётливый мужчина женится на дочери своего коллеги. У Коры есть пожилая тётушка – бывшая куртизанка, а ныне святее папы Римского – накопившая за разгульную молодость целое состояние. Его она и завещает племяннице… но только если в течение трёх лет в их браке родится ребёнок. Проблема в том, что время идёт, а долгожданный малыш так и не получается! А если по истечении этого срока ничего не выйдет, то все деньги перейдут в благотворительные фонды.

#книги #зарубежная литература #классическая литература

Другие статьи канала:

О’ Генри – мастер короткого рассказа

Помните ли вы мюзикл Notre Dame de Paris?

Пять интересных рассказов на вечер

«Девушка с жемчужной серёжкой» – восхитительная книга, по которой был снят восхитительный фильм