Мой литературный вкус сформировался на чтении классической английской и французской литературы. По этой причине я скептически посмеиваюсь в кулачок, когда слышу пафосное «Русская литература – лучшая в мире!!!!» Ааа, Толстой! Ааа, Пушкин!! Ааа, Достоевский!!! Ничуть не умаляю заслуг этих замечательных авторов, однако это не так. Обычно про лучшую литературу в мире говорят люди, прочитавшие полторы книжки из школьной программы и страшно гордые этим достижением. Так вот, ответственно заявляю: русская литература далеко не единственная звезда на небосклоне. Есть светила и поярче. А если вы со мною не согласны и считаете меня прозападной непатриотичной сволочью, то так мне и надо напишите об этом в комментариях (разумеется, в рамках культурной дискуссии – за любые оскорбления отправляю в бан).
Это было небольшое лирическое отступление. А теперь давайте поговорим о Мопассане. Мне нравится Мопассан за его очень чёткий, правдивый, порой препарирующе жёсткий взгляд на человеческую натуру. Он не миндальничает, не приукрашивает действительность, а показывает все пороки, прикрытые псевдодобродетельными фиговыми листками. Он не даёт нам морали в лоб и вместе с тем его произведения пропитаны моральными ценностями, противопоставленными ханжескому буржуазному общество.
Например, его прекрасная «Пышка».
Героиня-проститутка ведёт себя честнее и порядочнее собравшихся вокруг неё гаденьких ханжей. Время действия – франко-прусская война. Несколько человек убегает из Парижа. Прусские офицеры задерживают всю группу беженцев, вынуждая Пышку «посотрудничать» с главным пруссаком. Это оскорбляет Пышку; она презирает интервентов и не желает иметь с ними ничего общего. Но вскоре она сталкивается с давлением от добродетельных дам и господ, что показывает, кто тут честный человек, а кто продажная дешёвка. Конец у истории очень грустный.
Никто, конечно, не умирает, но всё равно всё очень печально.
Новелла «Мадемуазель Фифи» по сути похожа на «Пышку».
Героиня всё той же профессии обладает прекрасным нравственным началом и не боится бросить вызов врагу, топчущему родную землю.
«Милый друг» – шедевр на все времена. Главный герой – беспринципный и алчный – умело поднимается с низов до самого верха при помощи лести, лжи, манипуляций и паразитировании на других людях.
Новелла «Сожаление»
История о том, как важно не упустить свой шанс, чтобы под конец жизни не было больно за бездарно растраченное время. А ещё этот рассказ для всех мужчин, которые плохо понимают женские намёки.
Вот из серии:
– Вася, приходи на сеновал *******
– Намёк понял!
А герой Мопассана не понял. В общем, сам дурак.
Новелла «Наследство»
Ги де Мопассан некоторое время работал мелким канцелярским чиновником. В этом произведении он точно обрисовывает мелочные характеры обитателей таких конторок.
Расчётливый мужчина женится на дочери своего коллеги. У Коры есть пожилая тётушка – бывшая куртизанка, а ныне святее папы Римского – накопившая за разгульную молодость целое состояние. Его она и завещает племяннице… но только если в течение трёх лет в их браке родится ребёнок. Проблема в том, что время идёт, а долгожданный малыш так и не получается! А если по истечении этого срока ничего не выйдет, то все деньги перейдут в благотворительные фонды.
#книги #зарубежная литература #классическая литература
Другие статьи канала:
О’ Генри – мастер короткого рассказа
Помните ли вы мюзикл Notre Dame de Paris?
Пять интересных рассказов на вечер
«Девушка с жемчужной серёжкой» – восхитительная книга, по которой был снят восхитительный фильм