На кинофестивале «Послание к человеку», прошедшем в разгар «спецоперации по денацификации», показали фильм, сочувствующий коллаборационистам во время Великой Отечественной войны.
Документальная картина голландского режиссера Алены ван дер Хорст «Поверни свое тело к солнцу» рассказывает историю советского гражданина, которого Сталин отправил на фронт, а тот сдался в плен немцам и голодал, а затем вступил в один из Восточных легионов и продолжил воевать — уже на стороне Германии: сначала на Восточном фронте, а потом на Западном, откуда сбежал к американцам. После войны гражданина отправили в институцию под названием ГУЛАГ, откуда он благополучно вышел, завел семью, дожил до седин, но, разумеется, все оставшееся время страшно страдал, переживал, не мог понять и простить...
Так рассказывают его дочери, одна из них — Сана Валиулина, главная героиня фильма. Она много лет живет в Нидерландах, и, как она говорит, русский для нее — это не только язык культуры, но и «язык врага». От ее лица ведется повествование, она как будто пытается увидеть и узнать своего отца на кадрах хроники, старательно найденной создателями фильма в нацистских архивах. Вот немцы снимают, как замученные пленные — большинство в лохмотьях и босиком — бегут, подгоняемые надзирателями, по железнодорожным путям. У кого-то разбито лицо, кто-то ранен, с трудом волочат ноги.
А вот самые жуткие кадры: военнопленные на лету пытаются поймать брошенный для них за ограду кусок хлеба (то ли чтобы покормить, то ли чтобы поиздеваться), ловят, потом из-за этих огрызков дерутся. Это снимали фашисты, и это — типичная дегуманизация врага. Режиссер говорит, что ей было важно использовать для фильма именно эти кадры…
Дочь рассказывает, что каждый год на 9 мая отец приходил домой грустным и подавленным, ведь это был не его праздник. В Советском Союзе чествовали только героев, а про таких «жертв», к которым дочери причисляют своего отца, даже не вспоминали. Их как будто не существовало. Этим фильмом они хотят заявить о себе: «Мы живые», как у выдающейся антикоммунистки Айн Рэнд…
Лейтмотив фильма — поездка сестер на поезде в ГУЛАГ, к месту отбывания их отцом заключения. Как будто Юрий Дудь решил снять сиквел своей нетленки «Колыма — родина нашего страха» (2019), но на интервью со звездами не хватило денег, поэтому фильм «Поверни свое тело к солнцу» (2021) получился таким же унылым, как телепередача из 1990-х вроде «Ищу тебя»…
В целом, тональность картины угадывается уже с первых кадров: хроника, съезд, Сталин на трибуне наливает себе стакан воды и пьет. Нагнетающая ужас музыка, замедление движения, как будто вот-вот раздастся надломленный голос Радзинского, и он пустится рассказывать зловещие легенды. Но вот монтажная склейка — и на экране не Радзинский, а другая хроника: на сей раз на трибуне стоит Гитлер, наливает себе стакан воды и — вы не поверите — тоже пьет! Ага! Понятно.
Но поскольку фестивальный зритель, видимо, не совсем в теме и еще не понял, к чему клонит режиссер, героиня фильма все-таки проговаривает тезис времен Холодной войны про банальность зла и тоталитаризм: оба пьют воду, оба диктаторы, оба одинаковы…
Когда наконец-то (где-то на трети или даже половине фильма) недвусмысленно обозначили тему — что кино о коллаборационисте, кто-то сразу вышел из зала. Этот фестивальный зал был скорее пуст, чем полон, но к концу этого сонного сеанса некоторые зрители все-таки остались и аплодировали.
После показа прозвучал вполне закономерный вопрос режиссеру: почему вина за все показанные преступления перекладывается исключительно на Сталина. На это Алена ван дер Хорст только развела руками: ну как же, Сталин виноват — это же и ежу понятно, но вот западные зрители, по ее признанию, были удивлены, что ответственность за дальнейшую судьбу военнопленных несут и двое других участников Ялтинской конференции — Черчилль и Рузвельт (за то что передали = предали военнопленных, отправив их на родину)…
У Бертрана Блие был такой фильм о молодежи 1960-х «Гитлер? Не знаю такого». Звучит вполне в духе последней работы Алены ван дер Хорст…