Кому не знакомо это лицо – безумно выпученные глаза и длинные заостренные усики? Да и картины Дали не спутать ни с какими другими. Такое впечатление, что Дали умел видеть какой-то другой мир и изображать его с натуры. Сам он признавался, что не всегда понимает все пришедшие к нему образы.
При этом в мире реальном он ориентировался не очень. Вернее, даже особо и не пытался, быстро заслужив репутацию сначала человека «странного», потом «очень странного», а потом знакомые стали говорить про него так:
- Dalí está completamente loco! Дали полностью чокнутый!
И было отчего. Каким вам покажется человек, в середине разговора вдруг залезший ногами на стул и начавший на нем прыгать? А что вы подумаете о человеке, вышедшем встречать гостей, надушившись запахом козла? А если этот человек намеренно говорит с вами не на каком-то одном языке, а на целой смеси из испанского, каталонского, французского и английского, и его вообще невозможно понять? Люди приходили в недоумение, раздражались, плевались и уходили. Дали оставался верен себе.
Великий испанец родился в 1904 году в городе Фигерас, в Каталонии. Мальчик всегда отличался довольно неуживчивым нравом, мог устроить скандал на всю площадь, требуя леденец (который, к слову, быстро получил). Страдал от различных фобий, например, панически боялся кузнечиков. Часто лез в драку. Дети в школе относились к эпатажному однокласснику довольно нетерпимо. Они не понимали, что роль чудака и бунтаря была для Дали средством влиться в коллектив, хоть как-то сблизиться с социумом. Увы, его не принимали, издевались, подбрасывая ему за шиворот ненавистных кузнечиков, чем доводили маленького будущего гения до истерик и нервных срывов.
Художественные способности он явил миру рано, так что сначала обучался изобразительному искусству в художественной муниципальной школе, потом поступил в Академию Сан-Фернандо. Через год одаренный молодой человек переезжает в Мадрид. Живет в Residencia de estudiantes, знакомится с с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. Через четыре года Дали выгоняют из Академии за (сюрприз!) высокомерное отношение к преподавателям. Трудно быть гением, но учить гения, видимо, еще труднее.
В том же году Дали едет в Париж, где, помимо всего прочего, знакомится с Пабло Пикассо. Там же вместе с Луисом Бунюэлем участвует в создании фильма «Андалузский пес».
В Париже же Дали встретил и свою музу, Галу. Елена Дьяконова, была женой французского поэта Поля Элюара и одновременно любовницей художника Макса Эрнста. Он был испанцем, она – русской. Ему было 26 лет, ей – на десять лет больше. Дали (по слухам, конечно) до Галы не знал женщин, Гала даже не скрывала, что живет с двумя мужчинами. И тем не менее, любовь между Дали и Галой вспыхнула мгновенно.
Те, кто знал Дали в тот период, говорили, что он совершенно помешался на своей возлюбленной. Мог часами сидеть, повторяя ее имя «Гала, Гала, Гала». Она стала его вдохновением, его страстью, в которой всегда, однако, присутствовала изрядная доля мазохизма. Слабовольный от природы, Дали с удовольствием отдался в руки решительной и твердой нравом Галы и именно она привела сумасбродного гения к коммерческому успеху и внесла четкий порядок в его дела. Когда Дали еще не был известен и его картины не покупались, Гала предлагала его творения своим многочисленным знакомым, именно она поддерживала столь необходимую для любого успеха связь с социумом. Она заставляла Дали зарабатывать, придумывать товарные бренды и костюмы. Так, например, Дали стал автором дизайна упаковки знаменитой конфеты на палочке «Чупа-Чупс», которая, хоть и в несколько измененном виде, используется и по сей день.
Гала желала жить в роскоши, но она и желала успеха своему возлюбленному, мирясь с временным безденежьем. Она знала, что связала свою жизнь с гением и была уверена, что рано или поздно он добьется успеха и взлетит вверх. И она вместе с ним.
При этом она никогда не считала нужным хранить ему верность, полагая это условностью и мещанскими пережитками. Влюбленный Дали был согласен на все и в какой-то степени доволен своим подчиненным положением. Когда он купил для Галы замок Пуболь, она позволила ему появляться там только по ее письменному разрешению. Дали пришел от этого в восторг!
Галы не стало в 1982 году и жизнь потеряла для Дали всякие краски. Он впал в депрессию, и хотя он никогда еще не был так популярен, почти перестал писать картины. К тому же за год до смерти Галы у него развилась болезнь Паркинсона, что сделало его работу почти невозможной.
Великий эпатажный художник почти перестал выходить в люди и умер 1989 году. Согласно его завещанию, в настоящее время забальзамированное тело художника покоится в склепе под куполом театра-музея Дали в городе Фигерас.