Аристократия России XVIII века была не такой этнически однородной, как может показаться. Доказательств тому много, а одно из них повстречалось мне на выставке "Зерцало" в петербургском Манеже.
Сначала я приняла эту девочку за "декоративную" калмычку вроде Аннушки или пажа-обманки, но озадачил титул княжны.
Впрочем, отчетливые восточные черты мне все же не померещились. Но география немного другая. Подсказкой служит имя художника - он тоже "инородец". Николоз Абхази был придворным художником двух последних царей Восточной Грузии (Картли-Кахетинского царства, в 1783 году оказавшегося под протекторатом России, а 1801 присоединенного к империи), расписывал храмы, иллюстрировал миниатюрами книги.
Изображенная на единственной подписанной работе художника девочка тоже имела грузинские корни. Род её отца, тамбовского губернатора генерал-майора князя Михаила Михайловича Багратион-Давыдова, происходил от потомков кахетинских царей, с XVII века служивших России. Матерью Анастасии была княжна Наталья Эрастовна Джавахишвили.
То есть девочка на портрете - стопроцентная грузинская аристократка.
Портрет княжны Давыдовой был написан в России, где Абхази работал с начала 1750-х по 1782 год. Картина уникальна не только достоверностью изображения маленькой девочки, облаченной в будто бы среднеазиатский шелк, с драгоценной подвеской на черном шнуре, кружевами и цветами на корсаже - все по моде 1760-70-х годов.
Надпись на обороте полотна гласит: «Портретъ княгини Настасьи Михаловны Давыдовой арегиналъ списанъ 1770 году апреля 2 дня живописцемъ Николаемъ Апхазе (в)ымъ напятом году отрождения ее».
Мало того, что указан возраст княжны (4 года), уточнен даже день! Именно по этой надписи установлен год рождения Давыдовой, 1766. Предположительно, портрет сделан прямо перед отъездом девочки на учебу в Смольный институт (очень в духе Екатерины собирать в своем утопическом воспитательном заведении детей аристократии из присоединенных земель - в целом очень колониальная практика).
Благодаря учебе в Смольном институте княжна Давыдова вошла в большую историю искусства: маленькая Анастасия попала на первый из серии портретов смолянок Дмитрия Левицкого.
Настасья Давыдова шести лет отроду изображена слева в коричневом ("кофейном") платье, которое носили институтки младшего возраста. До средних классов их коротко стригли ("по ухо"), после девочки носили косы, заплетенные крест-накрест.
Зная о грузинском происхождении княжны, в её чертах можно разглядеть что-то соответствующее. Не будет ли это замещением действительного желаемым - открытый вопрос.
Сведения о дальнейшей судьбе Давыдовой разнятся: Рыбинский музей-заповедник сообщает, что из института она выпустилась "в 1782 году с большой золотой медалью". Григорий Голдовский тоже говорит об окончании Настасьей Смольного института в третьем выпуске (1782), но без шифра, то есть без особого отличия. На этом Давыдова теряется в истории.
***
Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!
Полное или частичное копирование материалов канала без согласования с автором запрещено.