Найти тему

Если посмотреть наверх

Что только не падало на головы сочинцев за историю славного города-курорта: смерчи, лавины, камни, дельфины, летательные аппараты. Наверху всё время происходили непонятные, а иногда даже таинственные небесные явления.

В январе 1894 г. во время смерча поднимало в воздух даже самих сочинцев. К 3-м часам пополудни вблизи берега Сочи показался смерч и стал двигаться по берегу. У берега сложены были доски и разный лесной материал. Все это было подхвачено смерчем и разбросано в разные стороны. Дойдя до фелюг, смерч подхватил казенный баркас, который на расстоянии 5-6 саженей от земли начал кружиться в воздухе. Наконец, разбитый баркас с треском упал на землю. Не уцелели также и баркасы лодочников-турок, которые все были, как щепки, разнесены в разные стороны. На матросов напала паника, и они опрометью бросились бежать на базар спасать себя. Один турок не успел убежать и впопыхах упал в ров; от страха он не шевелился, пока его не поспешили вывести из ямы. Один несколько минут кружился в воздухе и после упал также в яму, откуда порядочно таки выпачкавшийся, насилу выполз. Другого спасло дерево, за которое он ухватился...

В воздухе развевались то платки, то рубашки, вывешенные после стирки и подхваченные вихрем. Окна и двери домов редко где уцелели. Убытку насчитали на несколько тысяч рублей. Более всех пострадали турки-баркасники.

В августе 1985 года водяным валом, прошедшим по реке Хобза, в море было смыто около 40 автомобилей и множество палаток с находившихся в них людьми. Это были последствия смерча, в результате падения которого в верховьях реки и образовался водяной вал высотой 5,5 м и шириной около 150 м, который всё смёл на своём пути.

В июле 1989 г. смерч упал в верховья реки Восточный Дагомыс. Три часа жители посёлка находились в осаде. Уровень воды в посёлке доходил до 1 м 20 см. Погиб человек. Произошёл пожар на складе с карбидом. Пожарные тушили его, стоя по пояс в воде.

Камнепады чаще всего случались в районе Красной Поляны.

20 января 1903 г. на краснополянском шоссе, в ущелье, где правый берег р. Мзымты нависает над левым, в нескольких шагах от входа в тоннель с адлерской стороны, сорвавшейся с утеса каменной глыбой убило возвращающегося из соседнего села Лесной, священника краснополянской церкви о. Авраамия Триандофилова. Вечером того же дня весть о несчастье пришла в Красную Поляну. Около двух десятков местных поселян сейчас же отправились к месту происшествия, не захватив с собой даже фонарей, которые так необходимы по таким дорогам в темную ночь. (До тоннеля от Красной Поляны 20 верст).

В эту же ночь толпа народа с рыданиями встретила у въезда в деревню, тело своего духовного отца. Священнику было 50 лет. Служил он в Красной Поляне с 1890 года.

-2

Падения камней на Краснополянском шоссе случались регулярно. В советское время была специальная бригада альпинистов, регулярно проверявших обрывы для предотвращения камнепадов. Экскурсионные автобусы должны были быть оборудованы специальной сеткой над крышей. Хотя, судя по фотографии, сделанной в марте 1992 г., сетка вряд ли помогла бы:

На фотографии Виктора Клюшкина последствия обвала на Краснополянском шоссе в марте 1992 года.
На фотографии Виктора Клюшкина последствия обвала на Краснополянском шоссе в марте 1992 года.

Бывали и трагические снежные обвалы. В феврале 1911 г. в переселенческом поселке Аибга снежным обвалом снесено училище, правление и два дома. Погибло 6 взрослых и 12 детей.

Кроме камней и снега, на сочинцев сверху могут упасть даже морские животные.

В июне 1965 г. городская газета «Черноморская здравница» сообщила о падении дельфина с неба во время дождя возле строящегося детского сада в посёлке Лазаревское. Дельфина захватило смерчем.

-4

Не раз беспокоили сочинцев разного рода небесные явления.

7 августа 1914 г. известнейший сочинский инженер В.К. Константинов читал в общественном клубе лекцию о солнечном затмении, которое ждали на следующий день. Сбор денег от выступления шёл в пользу семей запасных, призываемых на фронт первой мировой войны.

-5

28 сентября 1931 г. в связи с полным лунным затмением Райсовет Союза Воинственных Безбожников в доме обороны организовал лекции по астрономии на тему: «Небо, звезды и планеты, лунные затмения, есть ли жизнь на луне, марсе и др.». Напротив дома обороны был установлен телескоп для наблюдения за луной.

19 июня 1936 г. произошло полное солнечное затмение в Сочи. Горожане были готовы, запасались темными стеклами для наблюдения.

На фото - затмение 11 августа 1999 г. Фото В.Клюшкина
На фото - затмение 11 августа 1999 г. Фото В.Клюшкина

Кроме солнца и луны беспокоили сочинцев и иные небесные явления.

26 октября 1911 г. утром в Сочи был виден пролетевший яркий метеор, величиною с луну. Сочи не повредил.

3 июня 1936 г. в 9-40 утра наблюдали падение в море болида. Болид ярко светился и оставил дымкой траекторию своего падения. Дым расходился около пяти минут.

-7

13 июня 1939 г. при заходе солнца наблюдалось интересное явление. Последняя светящаяся точка солнца вдруг вспыхнула ярким, изумрудно-зелёным светом. Зелёный луч был виден не больше секунды, но оставил сильное впечатление у сочинцев.

-8

25 апреля 1957 г. в 20 часов 30 минут над Сочи наблюдалась комета. Улетела.

27 июня 1936 г. на горной метеостанции Ачишхо наблюдалось необычное оптическое явление «Глория». По сообщению старшего наблюдателя метеостанции Н. Бицуля, около семи вечера заходило солнце, а возле метеостанции появился туман. На туманной стене, как на экране, обрисовались гигантские радужные кольца, в центре которых проектировался черный силуэт человеческой фигуры. Это явление наблюдали шесть человек, и каждый видел себя и все свои движения. Всё явление продолжалось около пяти минут.

-9

Самые таинственные происшествия с неопознанными летающими объектами:

«Сочинский листок» 18 марта 1913 г. с заметкой «Таинственный дирижабль»:

«В 9 час. 35 мин по местному времени на горизонте в направлении из Батума показался в воздухе быстро движущийся предмет, который испускал матовые лучи света. Идя по прямому направлению шар вблизи лечебницы д-ра Подгурского, круто повернул в море и отойдя в глубь моря прожектировал набережную.

Когда шар шёл мимо нижней части Сочи, он уменьшил скорость до минимума, то поднимаясь весьма высоко, то почти приседая на гребни волн.

В 9 час. 42 мин. таинственный шар скрылся из глаз вдали.

Некоторые в бинокли «Цейс» видели знак, похожий на цифру «4».

А вот «Сочинский листок» №488 от 24 августа 1914 г.:

«У страха глаза велики.

Несколько дней подряд, как некоторые сочинцы, заход вечерней звезды на горизонте моря принимают за неприятельский гидроплан. Напр. 22 авг. вечером на пристани Росс. Общества публика с страхом всматривалась в ход «зорьки» с глубокой уверенностью, что это «самый настоящий гидроплан».

Действительно быстрый заход звезды с рефлексом лучей в море дает перелив огней, создавая что-то загадочное».

Не могли НЛО обойти стороной и улицу Донскую. 1990 год:

-10
-11

Ну а как же миражи? Миражи в Сочи тоже бывали.

В первых числах апреля 1852 года шхуна «Смелая» в крейсерстве в полутора мили от Вардане шла вдоль берега с легким ветерком. Офицер шхуны Д.И. Бутаков увидел на горизонте темное пятно, и любопытствуя знать что это такое, взял трубу. Его глазам представился бриг у самого края горизонта в воде и… перевёрнутый мачтами вниз! Каждый парус можно было хорошо рассмотреть. Бутаков вызвал офицеров, показал им этот интересный феномен и, рассмотрев паруса, решили что это был бриг «Неарк», который состоял в отряде и должен был прийти из Одессы. Позже оказалось, что он был в тот момент в 40 милях от «Смелой».

По окончании крейсерства, команда «Смелой» встретилась в Новороссийске с командой брига «Аргонавт», офицеры которого сказали Бутакову, что они тоже видели бриг «Неарк» почти в том же положении. Но ещё они видели другое явление миража. С брига увидели в море плавающую долблённую лодку и послали к ней свою шлюпку, чтобы хорошенько узнать, что это такое. В то время когда шлюпка отвалила от борта, на другой стороне горизонта с брига увидели ещё такую же плавающую лодку, которая потом оказалась отражением первой. Но поднялся ветер и мираж скрылся.

Свалиться неудачно с неба могут парашютисты:

12 июля 1957 г. в Адлере состоялись первые прыжки с самолёта членов местного парашютного кружка (руководитель В.А. Красносельский), учеников адлерской и молдовской средних школ, курсантов школы садоводов. Правда парашютистка Валя Приходько (школа садоводов) в момент спуска оказалась над проводами высоковольтной электролинии, однако, изменив направление полёта, она благополучно приземлилась.

Дельтапланы:

27 августа 1992 г. «Черноморская здравница» сообщила о необычном происшествии – столкновении мотодельтаплана с платаном. В районе торговой ярмарки у морвокзала мотодельтаплан неожиданно спикировал вниз и врезался в платан. Два мотодельтапланериста не пострадали. Собрали останки своей машины и удалились...

Куски тоннеля:

19 июня 1993 г.: «Бомбардировка в тоннеле произошла на днях в Хосте.

Водитель Н. и не подозревал, какая опасность подстерегает в хостинском тоннеле. Находясь почти посередине этого автокоридора, он вдруг испытал такое...

Две огромных глыбы, весом примерно по 300 килограммов, оторвавшись от «потолка», тоннеля и упали прямо на машину. Водитель чудом остался жив, хотя и был госпитализирован. А вот новый автомобиль стал похож на лепёшку. Едва ли его можно будет восстановить».

Надеюсь, все сочинцы смогли спокойно дочитать эту заметку, несмотря на все подстерегающие их опасности…