На 6-й национальной выставке бонсай США в 2018 году Всеамериканская премия Бонсай (All American Bonsai) была присуждена американской лиственнице Марка Арпага (Mark Arpag). Фотография этого дерева вдохновила почитателей американского бонсай на обсуждение того, что же такое «всеамериканский бонсай». Какие критерии участвуют в его отборе. Что является важным для участников национальных выставок?
Бонсай был представлен в неклассическом контейнере американского производства. Акцент располагался на старом спиле дерева. Вся композиция была объединена двумя, похожими «на старые амбарные, выветрившимися за многие поколения досками». По легенде композиция отражала стиль местности в горном регионе Адирондак (Adirondack) недалеко от Нью-Йорка. По характеру она скорее походила на натуралистическую, чем художественную.
Всеамериканская премия Бонсай присуждается от имени Американского общества бонсай (American Bonsai Society). Ее критерии просты: представляются бонсай из деревьев местных видов, выращенных в американских контейнерах. Демонстрация бонсай тоже должна проходить на выставочном столе американского производства.
Лиственница была одним из двенадцати деревьев, заявленных на получение данной премии в 2018 году. Список призовых категорий был опубликован до начала выставки, критерии известны. И только во власти участников было создавать свой экспозиционный дисплей специально для соответствия выставочной категории или пытаться «вписаться» в ее требования случайным совпадением с критериями отбора.
2018 год не был исключением – для судейства были приглашены три специалиста, проживающие в различных странах вне пределов США. Все они профессиональные художники бонсай и имеют большой опыт участия в выставках.
При судействе категорий с большим количеством претендентов, судьи по одному просматривают все работы, отмечая две, по их мнению, лучших. При совпадении мнений, выносится решение. Если мнения разнятся – судьи вместе обходят все отобранные деревья и обсуждают их очно. Придя к соглашению, они объявляют результат. В этот раз выбор пал на композицию Марка Арпага.
С решением судей никто не спорил, но инициатор обсуждения на американском форуме очень четко сформулировал свое желание понять, почему именно этот, а не другой бонсай получает национальную премию.
Без сомнения, композиция прекрасно выполнена, но мне интересно, по каким конкретно критериям оценивали судьи. Выбранное дерево местной породы? Сочетание местных деревьев и растений? Было ли это из-за горшка и выставочных досок, на которых были растения? Оценивался ли вид композиции в целом?
Что для вас значит «всеамериканский бонсай»?
Автора, который видит «японский бонсай» «рафинированным», «дисциллированным», с жесткими правилами, удивило, что столь нетрадиционный бонсай выиграл национальную премию.
На самом деле во многих частях мира можно увидеть некоторую попытку «самоопределения» национальных стилей бонсай. Музей бонсай Дюссельдорфа утвердил специальный приз, которым ежегодно награждаются лучшие деревья, выращенные в «европейском дизайне». Награжденное дерево должно быть из европейских пород дерева, его дизайн должен быть зрелым и естественным.
Мы говорим о российском бонсай, также вкладывая в это понятие в первую очередь использование местных (региональных) пород деревьев, но кроме того учитывая разнообразие климатических условий в различных регионах. Особенностью российского бонсай как культурного движения часто называют малочисленность его участников. Все эти вещи взаимосвязаны, они влияют на то, что будет называться национальным бонсай в России.
Фрагмент обсуждения в группе ВКонтакте «Клуб любителей бонсай СПб и ЛО «Кэнгай», который мне показалось уместным привести:
Возвращаясь к поставленным вопросам, отметим, что определение «рафинированный - нерафинированный» стало ключевым для обсуждения на форуме. Но главное, вероятно, в том, что мнения об «американском» бонсай разделились. Понимая, что это уже свершившийся факт, который «впитается» обществом, выступающие на форуме показали различные стадии принятия его. Помните, «отрицание…торг…гнев…»?
В защиту судейскому решению звучало следующее:
…этот тип тихой наводящей на размышления красоты не для всех, и большинство людей не могут увидеть или распознать усилия, которые Марк вложил в свою потрясающую демонстрацию…
…одна вещь «рафинированная» - это стадия разработки, и не ожидайте, что нерафинированное дерево будет на выставке такого высокого уровня…
…когда вы используете свои местные деревья для вдохновения. Тогда местный вкус будет развиваться...
…очень взволнован тем, что они создали эту номинацию <…> это побудит нас (американцев) развивать американскую идентичность бонсай и отойти от старой парадигмы полагаться на импортные деревья в импортных горшках.
…то, что американские художники <…> делают с традиционными видами, само по себе феноменально и уникально, но мне нравится видеть, как в собственном направлении продвигаются местные виды…
…не лучше, не хуже, просто другая эстетика…
Но, жестко призывая к соблюдению классических канонов бонсай, другие участники форума провозглашали:
…американское дерево, созданное американским художником, кажется мне довольно простым…
…почему это дерево, которое в нетрадиционном горшке, на нетрадиционной подставке, загружено растениями у основания дерева….
…поставьте его рядом с японским изысканным деревом. Что это за зеленый свитер?..
…что это за грязное дерево?..
И совсем (но не самое) радикальное:
..в худшем случае... лень. Если бы я не гладил одежду, я был бы таким…
Будут ли развиваться особенные, «национальные» бонсай? Несомненно, да. Также как в других видах искусства кому-то предстоит увидеть творчество разнесенных по времени «Леонардо да Винчи» и «импрессионистов», по континентам – «Гленна Миллера» и «Дмитрия Шостаковича» от бонсай. Но хочется быть уверенной, что это будет проходить не как в подростковой среде - через отрицание изначальных норм бонсай как неотъемлемой части культуры Японии, а дополняло эту уже общую мировую культуру. Много признанных художников имеют свой узнаваемый почерк в бонсай. Но незавершенность их творений в силу специфики бонсай может привести к утрате со временем этого почерка как самим художником, так и конкретным деревом.
Нужно, чтобы появлялись столь же формализованные как японский бонсай новые стили, о которых можно было бы говорить не только в период одной выставки. Хотелось бы, чтобы они были узнаваемы, получили признание, чтобы их можно было изучать и повторять. Национальные лиги бонсай будут определяться также организационной структурой, способами взаимодействия участников и проведения мероприятий.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.