Найти в Дзене

Автодилеры держали цены и рухнули. Застройщики хотят наступить на те же грабли

Оглавление

У меня не автомобильный канал, но, если кто ещё не знает, одна из специальностей у меня - инженер-механик, начгар. И как зарулить, например, эксплуатацией, ТО, ТР и КР автомобилей, я представляю.

Так что автомобили и знаю, и люблю. Кроме того, конечно же - давно и плотно сам лично пользуюсь этим достижением цивилизации.

Потому внимательно слежу за автомобильным рынком, конечно же.

А недавно я понял, что происходящее на авторынке в 2022 году вполне себе примечательная история. И очень показательная. В том числе и для рынка жилой недвижимости. В первую очередь - для застройщиков. Которых, судя по всему, пример автомобильного рынка ничему не учит.

В чём схожесть авторынка и рынка жилой недвижимости? Казалось бы, они же такие разные? Какой вывод для рынка квартир можно сделать сегодня на основе того, что произошло с автомобильной отраслью и продажами автомобилей в России в 2022 году?

Восстание Падение машин

2022 год выдался для этой отрасли особенно тяжёлым. Кажется, никогда ещё такого не было с самого начала 21 века. Если вообще не за всю более чем 30-летнюю историю России. Рынок собственного производства автомобилей серьёзно оголён - ушли практически все импортные бренды, имеющие здесь автозаводы.

Может быть помогут китайцы? Пока нет. Из реальных "местных" китайцев "на замену" - только Haval в Тульской области да завод Geely в соседней Белоруссии.

Изначально российские предприятия, такие, как ВАЗ, УАЗ и КАМАЗ, оказались в сложном положении. Кто-то потерял зарубежных партнёров, кто-то имеет сложности с производством за границами страны. Кто-то мучается от недопоставок запчастей и комплектующих.

В итоге каждое автопредприятие сегодня снижает производство в разы.

Но даже не это главное в сегодняшней истории с автомобильным рынком.

Не только это причина того, что рынок новых автомобилей буквально рухнул за первые 9 месяцев 2022 года.

Тому есть две другие основные причины. И эти две причины абсолютно такие же для рынка жилой недвижимости. И работают там точно также. И могут привести к тем же плачевным последствиям.

Первая причина - это неадекватное общей ситуации нерыночное поведение автодилеров. Они как "задрали" ценники при временном падении рубля в первую неделю-две после 24 февраля, так и не снижали позже этот завышенный ценник. А ведь рубль упал не просто к прежнему уровню, но даже существенно укрепился!

Очень похоже, согласитесь, на задранные в "сладкий" для застройщиков период 2020-2021 цены на квартиры, которые они под самыми разными предлогами отказываются официально опускать. То стройматериалы дорогие. Хотя большая часть строилась ещё по дешёвым закупочным ценам. То ещё какие причины. Они все не важны сегодня. Важен итог - цены задраны и не снижаются.

Мало того, автодилеры додумались нанести сами себе ещё один дополнительный удар, придумав от большого ума продавать коврики в авто и другую мелочёвку из оборудования по ценникам в 200-300-400 тысяч и далее везде на волне первичного ажиотажа. Конечная цифра ограничивалась только классом и дороговизной продаваемой машины. А также, очевидно, жадностью автодилеров.

Также напоминает изобретение "прекрасной" "нулевой" ипотеки: мы тебе, мил человек, покупатель, ещё к ценнику набросим эдак два-три миллиона, так мы тебе великое счастье и "послабление" делаем - была бы у тебя ипотека льготная простая, а будет теперь золотая - "нулевая".

Лично я видел в одном дорогом салоне в Москве и 800 тысяч, а в другом и 1 млн. 200 тыс. за крайне скудный списочек в пять строчек допоборудования к дорогому авто.

Таким образом игроки авторынка пытались прикрыть этим свои "финансовые риски в сложные волатильные времена", как сказал мне один из управляющих автосалонов в одном из регионов.

Ну, считаю, такое себе. Прикрывать одно своё место, рискуя при этом теперь потерять вообще всё - не сказать бы что это было правильное решение .

Вторая причина - это неверные ожидания в части платёжеспособности населения России в новой создавшейся реальности в стране. И в конечном итоге как следствие этого полностью ошибочная оценка общих перспектив продаж и их объёмов.

Вот знаете, сколько помню себя в бизнесе, всё ходят разговоры о том, что у населения огромная масса денег в накоплениях. Многие-многие триллионы рублей.

И вот проблема в том, считают экономисты-активисты, что они не тратятся, а копятся. При этом не идут в экономику страны. Не работают. Мёртвый балласт. Висят на счетах в банках, да и всё. А надо, чтобы работали да активничали, рыночек двигали. И верно вроде бы говорят всё.

Но практически всегда "забывается" в тех разговорах о том, что подавляющая часть этих денег по объёму находится у исчезающе малой части населения.

Вот и автодилеры попали в этот капкан "обманутых ожиданий".

Продавая, и вполне успешно, буквально вчера какое-то авто, например, за 2,1 млн. рублей, они уже буквально завтра выставили его уже по 4,7-5,2 млн. рублей в зависимости от "дополнительного оборудования", и стали ждать продаж.

А продаж не случилось.

И уже не важно, какие обоснования у них реально были, а каких - не было. Что они там себе думали. И что может быть это были вообще чуть ли не закупочные цены, вполне себе прямо таки по себестоимости. И что вынуждала ситуация и финансы, "поющие романсы".

Да что угодно. Не имеет значения. Товары не были проданы. Автодилеры с авто по таким ценам что называется "не вписались в рынок".

Помните Чубайса со ставшей известной в России через его заявление придуманной Адамом Смитом "невидимой рукой рынка"? Вот она и сметает сейчас не только автобренды, но и многих дилеров. Месяцами сидеть без продаж - это для любого не шутки.

Фиаско авторынка назревало, назревало и таки случилось.

А теперь такое фиаско грозит и рынку новостроек.

Потому что застройщики идут фактически след в след за автодилерами, не смотря на всю разницу рынков.

Совершая все их ошибки.

Мне лично очень нравится Мазда. Я бывал в салоне на протяжении последних 6 месяцев не раз. Мимо часто проезжаю по делам. Все продавцы уже давно знакомые. И кофе был вкусный. Сейчас вот, правда, поменялся. Поплохел. Вполне ожидаемо.

-2

Одна и та же машина, я её приметил ещё в первый заезд после 24 февраля, продавалась месяца 4. Может, ей конкретно не везло? Только одной? Может быть. Но Мазд всего по России было продано за 9 месяцев 2022 года - 8 494 штуки, т.е. порядка по 100 штук в среднем на регион. А годом ранее за тот же период было продано 23 409 машины. Падение год к году - 64 %.

И это далеко не худший показатель. Так, на уровне авторынка в целом.

Ситуация для многих марок ещё хуже.

Изучая ранее ситуацию со строительной техникой, задействованной в возведении жилья, о чём у меня вот буквально вчера утром был пост, натолкнулся я и на отчёт от 7 ноября 2022 года от Европейской ассоциации бизнеса (АЕВ) по автомобильному рынку.

Вот цитата из отчёта о продажах новых автомобилей в России:

"Октябрь 2022 г. ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей на 62,8% или на 76 481 штуки по сравнению с октябрем 2021 года, продажи составили 45 228 автомобилей."

За период январь-октябрь включительно год к году продажи упали с 1282074 штук до 502474 штук. То есть падение составило минус 60,8 %.

Весь отчёт, если кому интересны конкретные марки и модели, лежит вот здесь.

Кажется - ну, плохо, конечно. Но - не совсем уж. Ну да, 60 %. Но не все 100 %. Или 90 %. Но тут есть некая "обманка" в математике. Об одной такой - разнице в расчётах от высокой и низкой базы я как-то уже писал. Учёт этой разницы важен для рынка недвижимости. Да и в целом во всём и везде.

А тут у нас другая "математическая проблема-"обманка": как кажется всего-навсего 60 % падения - это равно падению более чем в 2,5 раза от "высокой" цифры больших продаж 2021 года. Ещё раз - более чем в два с половиной раза! Это не просто много. Это катастрофически много для любого рынка.

Итак, у нас есть две похожих проблемы рынка новых автомобилей и рынка новостроек в России в 2022 году:

📌Неадекватный рыночной ситуации ценник.

📌Неготовность покупателей покупать по такому ценнику товар. Отсутствие у широких масс покупателей реальной платёжеспособности.

При этом застройщики сейчас делают те же шаги и совершают те же ошибки, что и автодилеры ранее.

Вопрос: приведёт ли это "совпадение" действий также и рынок новостроек к такому же результату в будущем, как и авторынок уже сегодня?

По-моему, ответ очевиден.

🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏

Одна маленькая просьба в конце. Уважаемые читатели! Кто ещё не мой подписчик, подписывайтесь на канал! Хотелось бы набрать 2000 подписчиков в Новому году! Для меня это будет лучшим подарком. Кстати, я даже поспорил, что наберу). Я стараюсь каждый день для всех вас. Оцените мой труд просто подпиской! Заранее спасибо!

🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡

Подписаться можно здесь. На канале уже сейчас есть, что почитать. Много разного - интересного. Плюс ежедневно на канале - новые посты и статьи. Заходите в гости на чашечку кофе☕.

Лайк, подписка, комментарии, репост и сохранение в избранное будут восприняты с особой благодарностью. Заранее спасибо!

Возможно, вам будут интересны другие статьи канала:

🚀Застройщики и покупатели квартир начинают жить в разных реальностях🚢
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР4 ноября 2022
🔶Как повлияет дефицит бюджета на цены квартир. Мнение эксперта🔶
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР29 октября 2022