Найти тему
Зарплата.ру

«Нужно поднимать престиж работы учителя, а это невозможно без повышения зарплат»: интервью с директором школы

Как решаются кадровые вопросы в сибирских школах? Какие там сейчас зарплаты и условия работы? Упростила ли цифровизация жизнь педагогических работников? Об этом — и не только — мы поговорили с директором школы, почётным работником общего образования РФ, учителем высшей категории Анной Сергеевной (имя изменено по просьбе собеседницы).

— Расскажите, пожалуйста, о своём карьерном пути. Как всё начиналось?

— В середине девяностых я закончила педагогический университет по специальности «учитель химии и обслуживающего труда». Практику проходила в той самой школе, которую закончила сама. Туда же пошла работать после защиты диплома.

В первое время у меня даже мысли не было, чтобы занимать руководящую позицию. Моей задачей было реализоваться в качестве учителя — сделать уроки интересными, вдохновлять школьников на открытие новых знаний.

Потом мне поручили классное руководство. Представьте: 10-й класс, ребята всего на семь лет младше меня. Этот опыт многому меня научил — выстраивать систему приоритетов, решать нестандартные задачи, быть одновременно единомышленником и старшим товарищем.

— В тот момент вы уже задумывались о дальнейшем карьерном развитии в школе?

— Я была очень активна, инициативна. Участвовала в организации мероприятий, вступила в профсоюзное движение, стала внештатным техническим инспектором. Вскоре администрация школы предложила мне пройти обучение и войти в резерв руководящего состава образовательных организаций.

Потом меня назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе, при этом я продолжала преподавать химию.

«Самым трудным оказалось поверить в себя, в свои силы. Очень помогла поддержка директора, коллег, родителей и детей. Со временем я убедилась, что действительно справляюсь с задачами и заслуживаю то, что имею»

Следующей ступенью стал конкурсный отбор на должность руководителя образовательной организации. Со мной заключили годовой контракт, он продлевался только при условии высокой оценки моей работы со стороны администрации города.

— Должности директора и его заместителя сильно различаются по функционалу?

— Да, принципиально. В подчинении у заместителя были только учителя, а на новой должности я уже отвечала за работу всех служб, обеспечивала комфортное пребывание детей, психологическое спокойствие родителей, моральное состояние учителей и воспитателей. Директор каждый день живёт в режиме многозадачности.

«Например, одновременно ты можешь решать вопрос доставки продуктов, участвовать в проведении новогоднего утренника в дошкольных группах, искать причины сбоев в работе интернета, отвечать на вопросы родителей в ЕС «Дневник.ру» и думать о том, где найти средства на кронирование деревьев»

Пришлось стать и хозяйственником, и бухгалтером, и психологом, и юристом, и заведующим детским садом. При этом надо оставаться ещё и учителем химии.

— Анна Сергеевна, какая сейчас ситуация с зарплатами в школах? Как вы оцениваете общую тенденцию — финансирование в последние годы улучшилось?

— В нашем регионе (Сибирь) с 1 сентября 2022 повысили учительскую ставку. При 18-часовой нагрузке базовый оклад составляет 10 000 рублей. Учительская категория и стаж работы дают прибавку к этой цифре.

По закону зарплата учителя не может быть ниже средней по региону. Это условие выполняется за счёт стимулирующих и премиальных выплат, прописанных в локальном нормативном акте.

На практике 18-часовая нагрузка превращается в 36-часовую — ведь учителю нужно подготовиться к уроку, проверить тетради, уделить время самообразованию и внеурочной деятельности.

«Зарплата директора школы определяется контрактом с администрацией города. Раз в квартал выплачивается премия, она не может превышать 60% от месячного оклада. Очень часто случается так, что зарплата учителя — со стимулирующими и премиальными выплатами — превышает заработок директора»

Перед системой образования стоит очень высокая планка. Чтобы ей соответствовать, нужно, в том числе, поднять престиж работы учителем. Это невозможно без повышения зарплаты, и мы наблюдаем такую тенденцию в последние годы. Постепенно повышается ставка, с 2021 года введена доплата за классное руководство — 5 000 рублей. Есть доплаты молодым специалистам в первые три года работы.

— А пенсия у директоров школ досрочная?

— Нет, должность директора не относится к педагогическим. Чтобы оформить досрочную пенсию, директору необходимо совмещать свою работу и неполную учительскую ставку.

— Анна Сергеевна, а «бумажной работы» по-прежнему много? Помогает ли цифровизация, электронный документооборот?

-2

— К сожалению, электронный документооборот только увеличил количество запросов, которые дублируются разными организациями. В 2022 законом определён конкретный перечень «бумажных работ» для школ. Но на практике и учителям, и администрации приходится выполнять гораздо больше — ведь у нас нет специальных отделов по кадрам, по IT, по юридическим вопросам. А локальных нормативных актов требуется очень много, в законодательстве постоянно появляются поправки и дополнения. Как директор, я трачу на «бумаги» примерно 60% рабочего времени, а иногда и больше.

Нужно вовремя ознакомиться с новыми СанПин, разобраться в обновленных ФГОС, изучить изменения в законе об образовании, ответить на многочисленные запросы надзорных органов, и так далее.

— Конечно, мы не можем обойти стороной кадровый вопрос. Есть ли дефицит преподавателей? Трудно ли закрывать вакансии?

— Сейчас в системе образования кадровый голод. У нас за последние пять лет учеников стало больше на 30%. Не хватает учителей русского и английского, математики, педагогов начальной школы.

У нас хорошая статистика по молодым кадрам, каждый год принимаем в штат двух-трёх выпускников. Но и отток сильно ощущается — одни педагоги выходят на пенсию, другие, увы, переезжают из города.

Вакансии стараемся закрывать всеми возможными способами — вплоть до размещения объявлений на сайте департамента образования администрации города. К сожалению, в бюджет не заложены расходы на специализированные сайты вакансий, поэтому директорам приходится иногда тратить на это собственные средства.

— И последний вопрос. Что бы вы посоветовали студентам, которые в этом году заканчивают педвузы? На что ориентироваться при старте?

— Не бояться и верить в себя. У вас огромное преимущество — молодость. А опыт быстро придёт вместе с практикой. Да, педагогическая работа трудна, не зря у нас такой длинный отпуск — 56 дней. Но от хронической усталости и выгорания хорошо защищает творческий подход к задачам. А ещё советую всегда помнить о том, что дома тебя ждут.

— Анна Сергеевна, спасибо, что нашли время на беседу! Желаем удачи со всех сторон и как учителю, и как директору, и просто по-человечески 🍀

___

Хотите обсудить статью? У нас открытые комментарии, заходите!