Найти в Дзене
Рыжий Библиотекарь

Вампиры: Тёмные века. Юбилейное издание

Оглавление

Исторические игры по популярным линейкам давно стали визитной карточкой «Мира Тьмы». Почти каждая из них получила книгу (а то и несколько), позволяющую примерить роли вампиров, фей, оборотней, магов, демонов и призраков в антураже недавнего и далёкого прошлого. Некоторые из игр были написаны специально под свою линейку: к примеру, Werewolf: the Wild West предлагала поиграть оборотней-ковбоев на американском фронтире, а Wraith: the Great War, посвящённая призракам, рассказывала о Первой мировой войне и её влиянии на мир мёртвых.

Однако наиболее благодатным историческим периодом для авторов «Мира Тьмы» стало так называемое Тёмное Средневековье — мифологизированная и дополненная сверхъестественным история Европы с IX по XIV век. Средневековые версии в своё время получили аж 5 линеек: вампиры, оборотни, маги, феи и демоны. Поэтому неудивительно, что юбилейный перезапуск Vampire: the Masquerade повлёк появление юбилейной редакции Vampire: the Dark Ages, а недавно «Вампиры: Тёмные века. Классические правила» появились и на русском языке (правда, пока только в виде PDF). О том, что собой представляет эта, последняя на сегодняшний день редакция «Тёмных веков» (далее В20: ТВ), мы и поговорим.

Что? Где? Когда?

-2

Европа. 1242 год от Рождества Христова. Константинополь разграблен, Византийская империя разорена, а крестовые походы уже не те: крестоносцы давно уже воюют не за веру и Святую Землю, а за золото и шелка Востока. Европа переживает то, что потом назовут Высоким Средневековьем, — расцвет рыцарского сословия, феодальных войн и активных контактов с восточными государствами.

Тем временем в сообществе вампиров (каинитов) тоже неспокойно. С разграблением Константинополя погибла очередная утопическая мечта о городе, где вампиры и смертные могут жить-поживать да друг друга жевать. Подошла к концу Долгая ночь — радостный для вампиров период истории, когда любая нежить могла чуть ли не с ноги зайти в дом смертного соседа, козырнуть клановой Дисциплиной и поцеловать в шею соседскую супругу. В Европе бушует Война Принцев: владыки доменов отбивают и отжимают друг у друга земли и кровь, их потомки и гули льют кровь на полях сражений и улицах городов, немецкие вентру подумывают о крестовом походе в славянские земли, а воеводы цимисхов из Восточной Европы имеют некоторые претензии к узурпаторам из клана тремер .

Короче говоря, книга предлагает игрокам окунуться в настоящий кипящий котёл кровавых войн и дворцовых интриг. «Тёмные века» — это мечта любого фаната вампиров, которому наскучило играть в заседания городских Элизиумов и взломы корпоративных серверов. Тёмное Средневековье — это время мечей, костров и мрачных соборов.

Игра является приквелом юбилейного издания «Маскарада»; посему, хотя мы не найдём в этой книге ни Камарильи, ни Шабаша, ни анархов, намёки на будущую историю встречаются в ней постоянно. Война Принцев приближает восход Инквизиции, войны старейшин, в которых те используют пешек-потомков, скоро отзовутся Восстанием анархов, а скромная родословная Джованни, как мы знаем, через пару столетий перестанет быть такой скромной и вырежет свой клан-родитель.

Правила

Сразу скажу: В20: ТВ — не тот случай, когда книгу хочется купить ради принципиально новых правил. Их тут особо нет. Это всё ещё уютная знакомая нам «двадцаточка» (которая сама отличается от уютной и знакомой третьей редакции, она же revised,  косметическими правками). Мы собираем персонажа по старой доброй схеме 5/4/3, 13/9/5. Конечно, некоторые навыки поменялись: вождение превратилось в верховую езду, стрельба стала стрельбой из лука, добавилось новое знание — народная мудрость, а 0 точек в академических знаниях означает, что ваш персонаж буквально не умеет читать и писать. Также изменился смысл некоторых ресурсов и дополнений: к примеру, по умолчанию ваш персонаж в начале игры принадлежит к 12-му поколению, и в процессе вы можете понизить его до 7-го (что позволяет качать навыки выше предела в 5 точек и развивать Дисциплины выше стандартных сил).

Но принципиальные изменения, за которые цепляется взгляд, коснулись Дисциплин и системы морали персонажа. Многие способности Дисциплин поменялись, причём, как правило, в лучшую сторону. Например:

  • первая точка Сокрытия вместо того, чтобы оставаться незамеченным в неподвижности (этого можно добиться и обычной проверкой скрытности), позволяет полностью заглушить все звуки в небольшом радиусе от вампира;
  • четвёртая точка Серпентиса даёт возможность превратиться не в обычную кобру, а в натурального Зверя Тифона и даже в гибрид человека и рептилии;
  • с помощью пятой точки Серпентиса вместо вынимания сердца из груди можно вытаскивать из собственной плоти монстров и использовать их как слуг;
  • пятая точка Преображения позволяет отсекать части своего тела и действовать ими независимо от туловища.

Короче говоря, Дисциплины, хотя и не изменились по механике (это всё ещё линейная прогрессия с лимитом в 5 точек, если ваш Сородич не принадлежит к 7-му поколению или ниже), стали по большей части интереснее, органичнее, да и просто страшнее, чем их аналоги в современных ночах. Особенно здорово обошлись с уникальной Дисциплиной цимисхов, Колдовством: вместо достаточно блёклого деления на уклады четырёх стихий в ней появились края, связанные с конкретными территориями Восточной Европы. Эта книга прямо-таки призывает создать персонажа родом с Карпат или из Беловежского леса. Не меньшее уважение вызывает Упокоение, уникальная Дисциплина клана ассамитов: в этой книге даны сразу три её ветви — для каст воинов, визирей и чародеев.

Очень интересно сделана в «Тёмных веках» система морали. Вместо Человечности по умолчанию и Путей Просветления, которые все как один для бессердечных и ужасных монстров, вампиры Средневековья следуют различным Дорогам. Вампир может, например, идти по Дороге Рая (Via Caeli), стремясь исполнить волю Господа и искупая своё проклятие делами во благо матери-Церкви. Или же он может выбрать Дорогу Королей (Via Regis), совершенствуя своё искусство правления и подчиняя окружающих своей мудрости и воле. Чем усерднее вампир исполняет заповеди своей Дороги, тем сильнее исходящая от него аура: праведный вампир будет окружён ореолом благочестия и страха перед Богом, а его идейный противник с Дороги Греха (Via Peccati) — аурой соблазна, похоти и телесных удовольствий.

Система Дорог мне понравилась по двум причинам. Во-первых, она модифицирует жёсткую и ригидную дуальность: «либо ты человечен, либо каждая собака чует в тебе абсолютно чуждую тварь». Каждая Дорога даёт свои уникальные бонусы к проверкам в разных ситуациях с разными персонажами. Во-вторых, авторы особо отмечают, что в эпоху Средних веков Дороги являются по сути религией вампиров и главным способом отличить своего от чужого. Приверженцы одной Дороги могут проводить «мессы», собираться в  «монастырях», обмениваться знаниями, участвовать в диспутах, объединяться в союзы по религиозному признаку или отправиться в паломничество за советом к особенно известному адепту Дороги. Это даёт множество идей для игр, и к тому же, если верить моему другу-медиевисту, очень правдиво: в условиях, когда нет ещё ни наций, ни вампирских сект, именно религия проводит границы между общинами людей и Сородичей.

Игровой мир

По-настоящему сильной стороной «Тёмных веков» я, без сомнения, назову игровой мир. Именно атмосфера, детали, исторические справки и сведения о вампирах того периода — мякотка, ради которой книгу стоит покупать. Впрочем, с одной оговоркой.

На мой взгляд, главное разочарование, которое может ждать читателя при знакомстве с книгой, — то, насколько вампиры Тёмных веков на самом деле похожи на современных. Нас встречает всё та же уголовно-мафиозная структура общества Сородичей: под старым князем-паханом бегает иерархическая пирамидка лейтенантов, советничков и шестёрок. В последние обычно попадают и персонажи игроков, которым предстоит выполнять задания старейшин-блатарей в духе «доставь мой прогон в уездный город N, по пути спроси с встречных баали за их инферналистский базар». Шесть Традиций, которые запрещают обращать новых вампиров без разрешения, убивать себе подобных и т. д., тоже на месте. А жёстче всех разочаруются те, кто думал, что в Средние века можно засесть в замке на горе и открыто стращать крестьян своим вампирским могуществом, аки князь Дракула. Маскарад, друзья мои, уже есть, только называется по-другому: Молчание крови. Сообщать смертным о своей натуре всё так же постыдно и осуждается на собраниях каинитов, пусть и не так жёстко, как в современности.

Короче говоря, если вы думаете найти в В20: ТВ какой-то принципиально иной геймплей по сравнению со стандартной В20, то книга не на вашей стороне. Вампиры в Средние века — всё та же мафия с клыками, только пока ещё в рясах и кольчугах.

Однако этот недостаток (если его вообще считать недостатком) искупается одним-единственным обстоятельством: просто гигантской горой материалов. Помимо исторической справки о 13 основных кланах (где пока ещё есть некроманты-отшельники каппадокийцы), в книге содержится информация о 19 (!)  родословных, причём к уже знакомым нам редким созданиям вроде киасидов и салюбри завезли несколько родословных лайбон, вампиров из Африки. Некоторые линии крови вообще были созданы именно для этой книги: к примеру, племя бонсам, африканских охотников, якобы получивших дар вампиризма от первобытной тьмы и владеющих уникальной Дисциплиной Абомбве. И самое прекрасное заключается в том, что все эти родословные доступны для игры. Никаких больше «Киасиды только для рассказчика». Хочешь быть средневековым киасидом — будь им.

За приток свежих идей в клановый раздел книги отвечают в основном линии крови. Основные кланы и по своей сути, и по своей роли остались такими же, какими мы их помним в В20. Исключение составляют тремеры и джованни, которые в «Тёмных веках» представляют собой свежую кровь вампирского мира
За приток свежих идей в клановый раздел книги отвечают в основном линии крови. Основные кланы и по своей сути, и по своей роли остались такими же, какими мы их помним в В20. Исключение составляют тремеры и джованни, которые в «Тёмных веках» представляют собой свежую кровь вампирского мира

Вторым по полезности разделом книги (после главы о кланах) для меня определённо стала глава о географии Европы в эпоху Тёмного Средневековья. Глава не пытается объять необъятное и концентрируется на двух основных регионах: Италии и Восточной Европе. Поначалу мне даже стало грустно, что в книгу не вошли обновлённые описания моря Теней (владений клана Ласомбра в Испании и Средиземноморье) или ленов Чёрного Креста (феодальные вотчины немецких Вентру). Но об этом быстро забываешь, читая сочные описания итальянских городов-республик и особенно феодальной Руси, только что пережившей нашествие Батыя. Фанаты «Мира Тьмы» часто жалуются на отсутствие вменяемых материалов по России — так вот, в В20: ТВ раздел про Русь невелик размером, но очень хорош как питательная среда для игровых идей.

Итог

«Вампиры: Тёмные века. Классические правила» — тот редкий случай дополнения, которое стоит прочитать, даже если вы не фанат основной линейки. Некоторые идеи книги так хороши, что иные компании игроков берут их на постоянное вооружение; я не раз слышала, как мои знакомые переносили механику Дорог в хроники по современности.

Даст ли эта игра какой-то принципиально новый опыт по сравнению с классическими «Вампирами»? «Из коробки», пожалуй, нет. Это всё ещё интриги и разборки бессмертных чудовищ, что скрываются от глаз людей и тайно управляют ими. Но книга знает, чем подкупить: с совершенно несредневековой интенсивностью она бомбардирует читателя фактами, идеями, советами, географическими нюансами, клановыми особенностями и новыми способностями Дисциплин. После прочтения чувствуешь себя как после средневекового пира: пьяным, объевшимся и готовым к любым увеселениям.

*****

Автор текста — Алиса Раченко

Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.

Статья создана при поддержке попечителей Незримой библиотеки, в том числе Константина Трачука — ведущего паблика «Вторая редакция».

Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки? Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в VK | TG | Яндекс.Дзен | YouTube!