Странные и непохожие. Именно так можно охарактеризовать стихи Николая Клюева. Некоторые из них настолько переполнены образами, что не всегда получается собрать целостную картину.
Одно из стихотворений, которое до сих пор таит в себе тайны – «О, ели, родимые ели…». Эти строки навевают мысль, что в произведении говорится о родине, но так ли это на самом деле? Давайте анализировать.
Своеобразие поэзии Николая Клюева
Те, кто знаком с поэзией А. А. Фета, скорее всего, увидят в этом произведении ее отголоски. Особенно примечательно сходство тематики со стихотворением Афанасия Афанасьевича «Одинокий дуб». Но своеобразная подача Клюева намного интереснее. В стихотворении присутствуют фольклорные элементы, архаика, загадки, орнаментальность и обрядовость. Всё то, что отличает поэзию Клюева.
Главная мысль произведения до сих пор не раскрыта. Есть несколько теорий. Некоторые исследователи дают мифологическую трактовку произведению, считая, что образы деревьев символизируют священников и жрецов. А в стихотворении описаны обряды. Другие подчеркивают фольклорность, которая не несет особого смысла, но позволяет прочувствовать каждый образ. В любом случае лес для поэта – это храм. Все, что касается деревни и крестьянского быта – священно.
Ели в стихотворении тоже трактуют по разному. Кто-то отмечает их как символ теплоты и чего-то материнского. Противоположная точка зрения поясняет, что ели – это источник вдохновения. Более того, эти деревья символизируют стойкость и несгибаемость. Есть здесь и мотив вечности.
В стихотворении поэт перечисляет, какие раны нанесла ему жизнь: «умерли юность и мама». Героя мучает одиночество, старение, цензура, уход матери в мир иной, голод. Однако он стойко продолжает следовать своему пути.
Поэзия Клюева изменилась после смерти мамы, настолько была глубокая у них связь, что поэт долго не мог отпустить родительницу, мысленно и в стихах постоянно о ней вспоминая.
В стихотворении есть и тема Востока. Для поэта красочная и яркая Индия – мистическая страна, но он хотел бы видеть деревню именно такой.
Свой или чужой?
Клюева постоянно критиковали, многим не нравилась перегруженная поэтика. В отличие от возвышенных и легких стихов Есенина, поэзия Клюева была приземленная. Кстати, к концу своей жизни поэт стал писать более легкие произведения, исследователи находят в ней черты есенинского слога и его манеру.
До сих пор читатели при знакомстве с творчеством Клюева чувствуют отстраненность, чужеродность и дистанцию. Этого поэта трудно назвать «своим». Он будто живет до сих пор в другом мире, куда мы можем заглянуть только одним глазком. Вероятно, такое впечатление складывается из-за обилия конструкций и лексики, которая не знакома современному человеку. К тому же сейчас мало кто придерживается образа мыслей старообрядцев. Поэтому Клюев для нас больше «чужой», чем «родной», но от этого его поэзия не перестает быть гениальной.
А вам близки стихи «олонецкого певца»?