Очередная, снова почти "новая книга", и как вы видите от береговых батарей (надо признаться - уникальная тема) мы вернулись вновь к к кораблям. Насчет "новинка-не новинка" - уже говорилось, что я перешел к книгам изданным и приобретенным в 2021 году, выходит книга купленная в течение года (период времени) можно считать новинкой, как то так, )). Скоро и до текущего года доберемся, если не сбавлять темпа и хотя бы каждую неделю предлагать вам обзор. Можно и чаще, но ведь не всем читателям будет интересно, поэтому стараюсь не злоупотреблять вниманием.
В очередной раз напомню (для тех кто недавно присоединился к нашему каналу), что меня не связывают "деловые" отношения с авторами (кроме знакомства с некоторыми), с продавцами и издательствами. А из "Эксмо"/"Яуза" вообще никого не знаю, и никого никогда не встречал, да и не стремлюсь к этому. Все книги приобрел за личные средства, для личного использования. Книги не рекламирую, и не продаю. Делюсь собственным мнением о тех, которые купил для своей библиотеки. Ваше дело покупать их или нет. Сейчас отношение к бумажным книгам разное: кто-то читает только электронные книги, кто-то продает книгу сразу как прочитает (если она не понравилась). Я живу по старинке: ставлю на полку, и предпочитаю иметь дело с "бумажной книгой", но это выбор каждого. Да, книги сейчас дорого стоят, но что поделать, если разобраться так было всегда (почти).
Высказанное мною мнение - это мнение частного лица, обычного читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не рецензии "официального рецензента", историка, признанные раскрыть сущность и научные достоинства или недостатки того или иного издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок. В основе моей оценки - субъективное мнение о книге в предметной области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально.
Продолжаю представлять книги, купленные в прошлом году (причем практически год назад, вернее 12 месяцев). Данная книжка была куплена в прошлом году, и можно считать ее относительно "свежей", почти "первой свежести", как сказал бы буфетчик из "Мастера и Маргарины". Книга относится к серии "Война на море", издательство - "Яуза: ЭКСМО" (странно, раньше называлось "ЭКСМО: Яуза"). Книга приобретена в июне 2021 году, все в том же известном Интернет-магазине (с названием на букву "Л"). В магазине она предлагалась по цене 1157 рублей в то время, но с моей максимальной скидкой (35%) она обошлась мне примерно за 752 рубля, вполне приемлемая цена за такую книгу. Сейчас за нее просят больше - 1530 рублей. Тираж был 900 экземпляров, но видимо не раскупили, или делали допечатку - не могу сказать.
Итак, книга имеет следующие выходные данные - Патянин, С. Британский авианосец "Игл". первый авианосец классической схемы/ С.Патянин. - Москва: Яуза: ЭКСМО, 2021. -160 с.
Как видим это книга известного и уважаемого автора, который давно "трудится на ниве" популяризации военно-морской истории, и сделал большой вклад в это нелегкое, а отчасти и неблагодарное, дело. Поэтому описывать подробно книгу не имеет особого смысла. Для меня имя Сергея Владимировича - это уже эталон качества издания, но если мы взялись за обзор , то надо доводить до конца. Забегая вперед скажу - все сделано как всегда обстоятельно, на хорошем качественном уровне, читается интересно и легко, много иллюстраций и достаточно графической информации, но про иллюстрации мы еще скажем отдельно.
Итак, как ясно из названия, речь идет о создании и боевом пути авианосца "Игл". Его судьба не проста и довольно интересно, при этом его получили за счет перестройки одного из чилийского линкора, который строился на английской верфи. И в книге как раз подробно изложена предыстория начала строительства (или переделки) авианосцев в Англии, а также процесс появления корабля такого класса в британском флоте.
Что касается структуры и содержания книги - она стандартна, с ней можно ознакомиться по одной из фото. В тоже время оглавление довольно хорошо раскрыто - сразу можно представить что и как было. Пересказывать текст Сергея Владимировича я не буду - рекомендую почитать, только скажу что все представлено довольно представительно и добротно. Один подход к решению строить новых авианосец на основе линкора занял 13 страниц!
По текстовому содержанию - все конкретно, по делу, интересно, с подробностями, деталями. Автор не разочаровал - он прекрасно владеет темой, поэтому представленные данные интересны и увлекательны. Интересно и подкупает то, что автор четко представляет, что авианосец без самолетов не может существовать, поэтому авиации тоже уделено достаточно внимания и места в книге как по тексту, так и в виде приложения. Обязательно необходимо отметить, что почти 50 страниц посвящено характеристике британской палубной авиации с 1918 по 1939 гг. (в оглавлении - это специальное приложение). Это практически отдельная развернутая статья с дополнением в виде кратких характеристик всех принятых на вооружение моделей самолетов с их чертежами в виде вставок. Правда читается этот раздел тяжело - материал оволно сухой, специфический, но позволяет сразу представить что за самолеты получал авианосец и что от них можно было бы ждать в бою. Рекомендую так и читать - нашли по тексту модель самолета - заглянули в приложение, уяснили "матчасть" и далее к основному тексту.
Говоря о содержании следует подчеркнуть, что автор подробно излагает материал не только о том как создавался этот "первый авианосец классической схемы", но его конструкция. Есть схемы, развороты (их не много), но думается было бы хорошо, если бы внешний вид корабля был бы представлен большими вклейками, разворотами, пробными схемами отдельных элементов (например, как японские крейсера у Сулиги или Апалькова). По каждому отдельному компоненту (корпус, бронирование, силовая установка, вооружение и т.д.) - отдельный параграф с исчерпывающей информацией. Это довольно удобно - всегда можно найти требуемую информацию.
В книге много фотографий, схем, чертежей, за это автору большое спасибо. Но по какой то причине совершенно нет цветных иллюстраций, пусть даже не фотографий, а хотя бы схем. Да и с имеющимися в книге иллюстрациями не все в порядке - мне показалось, что "цифровая обработка фотографий" не качественная, большинство фотографий или размыты или слишком "ушли в черное", представляются некими "черными объектами". Может мне кажется, но это так. Хотя есть и такие которые довольно "прилично выглядят", но опять же - на фото других низкокачественных и "передержанных".
Фото на всю страницу на стр. 46 - это просто "феерия! Давно я такой плохой фотографии не видел от издательства "Яуза:ЭКСМО!
Не думаю, что это вина автора, скорее всего - косяк издательства и типографии, решили сделать "по-чернее" и по четче - перестарались. И уже не исправить. Чтобы сделать такой вывод - оцените фотографию ABC на стр.83 - у него лицо разглядеть невозможно, одна черная клякса. Между тем это известное фото и в других книгах его можно найти в приемлемом виде.
Читается книга легко, много технических терминов, цитат, документов, но огрехов не заметил. Материал увлекателен, иллюстрации, схемы, карты хорошо дополняют текст, но карт почти нет. Книга здесь именно книга - а не фотоальбом с текстом. Иллюстрации ,как и следует, дополняют текст.
Особый интерес лично мне доставил раздел по истории службы. Из 160 страниц - на представление информации по данному вопросу ушло 56 - более трети, причем этот блок текста разделен на отдельные тематические параграфы. У книги довольно большая (относительно) библиография: 30 источников (не считая интернета), из них только шесть - отечественные, причем четыре - переводные (Смит, Роскилл, Полмар). Так что можно смело сказать что книга написана по иностранным источникам.
Кстати, если речь зашла об иллюстрациях - про одну из них нельзя не сказать. Вернее про одну мы уже сказали (на стр.46) - где с большим трудом можно определить что нам предлагается увидеть носовую 102-мм зенитку "Игла". Фотография на стр. 115 тоже довольно забавна, на ней мы видим бравых британских моряков в белых майках и белых шортах, которые улыбаются кинооператору, который их снимает, довольных счастливых, радостных. Еще бы им не радоваться - их авианосец затонул, а они все такие "красивые" и живые в белых шортах на борту эсминца! Это конечно ирония, и претензий к автору или издательству нет никаких, просто сама фотография какая то странная, не соответствующая ситуации. Данная фотография (кому интересно о чем я говорю) - на последней иллюстрации в этой публикации. Впрочем, это их дело, как себя вести. Возможно радуются, что спаслись, и их уже переодели во все сухое.
Оформление книги, в целом, как всегда на высоте, издательство не снижает уровень, и это радует. Бумага плотная, белая, качество подачи текстового материала высокое, а вот качество иллюстраций -низкое. Переплет яркий, цветной, серийная обложка, хорошая четкая и плотная печать. Разметка страниц типовая для издания "Яуза:ЭКСМО" - текст в два столбика, справа - широкие поля и названия фотографий. Все перечисленное доставляет радость при работе (чтении) с книгой.
Книга мне понравилась, несмотря на те огрехи с иллюстрациями про которые я сказал, для меня все таки главное текст. Нисколько не жалею что приобрел ее в свою библиотеку. Не даю рекомендаций "купить/не купить", к тому же сделать это не так и просто. Решать вам, дорогие друзья.
Друзья, кто из Вас уже купил эту книгу? Какое ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваше мнение интересно, может я что-то и упустил в обзоре, или был слишком предвзятым. Не пропустите следующие обзоры.
В качестве дополнения: а ведь у этой книги есть двойник - выпуск журнала "Морская кампания" № 9(85)/2018 - "Авианосец "Игл", С.В,Патянин. Даже беглый просмотр этого журнала позволяет сделать вывод - издательство Яуза:ЭКСМО просто переиздало данную монографию в твердом переплете. Хорошо это или плохо? В целом это не принципиально, я имею и журнальный вариант и купил книгу. В тоже время количество читателей, который 4 года назад выписывали этот журнал было небольшим (как мне кажется), а эту книгу можно купить и сейчас, так что в деле популяризации флота это не плохо. Как мы помним, книга по "новикам" в той же "Яузе: ЭКСМО" уже три раза издавалась - это уже перебор. Да, у журнального варианта, кстати те же "косяки" - качество некоторых фотографий очень низкое, но зато нет "лишней черноты". К достоинствам можно отнести еще и то, что есть вклейка разворот со схемой "Игла" - не надо ломать переплет, плюс есть цветная схема и цветная трехмерная компьютерная модель - красиво! Фото обложки ниже.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеформате.