Найти тему
НУАР-NOIR

Неожиданные смыслы в замысле про обнести дуче

-2

Только что появившийся в поле зрения фильм «Ограбить Муссолини» заставил вспомнить, что я в основной ипостаси – историк. Вдобавок некогда с кучей открытий на этом поприще (хотя кому у нас в стране нужны хорошие историки?). Дело в том, что данная кинокартина рискует сразу же попасть под огонь критики.

Причина проста – это кино-комикс, созданный по мотивам некоторых военных событий. Не так давно были испанские «Ублюцисты» «(Долина живых трупов»). Итальянцы решили не отставать, а потому создали нечто, повествующее о приключенческой заварухе, пришедшейся на последние дни войны.

Военные приключения – жанр не новый, однако в данном случае его было решено обильно приправить нуарной составляющей. Надо сказать, что если смотреть на картинку саму по себе, то получилось очень неплохо. Опять же оригинальной показалась итальянская адаптация «роллингов», что стало главной музыкальной темой фильма.

Если принять во внимание, что в тексте оригинальной песни «Роллинг Стоунз» был призыв покрасить в черный цвет красную дверь, то ассоциации с нуаром вполне уместны. Тем более что итальянский криминальный кинематограф неоднократно обращался к теме «красной двери», сделав её едва ли не «профильным символом».

Собственно о чем эта кинолента? Созданная Муссолини на севере страны т.н. «социальная республика», марионеточное государство, в основном державшееся на немецких штыках (странно, что в фильме не показали немца-декадента, одетого в эсэсовскую униформу ) доживает свои последние дни. И под шумок банда авантюристов решает обчистить хранилище сокровищ, награбленных дуче.

То по сюжету почему-то размесили в Милане (а оный снимали в Триесте), хотя в указанное время «центром угасающей власти» была Флоренция. Милан был вообще режимом сделан текстильным центром, дабы составить конкуренцию модной жизни Парижа, что «выстрелит» уже в 50-ые годы и будет сохранять тенденцию по сей день.

Опять же фраза про любовь Муссолини к автомобилям позволяет понять, откуда в Италии взялись первоклассные гонщики (для сюжета фильма важный момент), а также куча разнообразных скоростных автомобилей от «Альфа Ромео» до «Бугатти». Даже темнокожая героиня вписывается в общий исторический контекст.

Дело в том, что режим строил большие планы на Эфиопию, а потому с сугубо политическими целями первая темнокожая модель появилась на страницах именно итальянских модных журналов. Будем считать, что создатели фильма учитывали все эти моменты, а не просто «руководствовались повесткой».

Но вернемся к общей жанровой принадлежности «Ограбить Муссолини», которая по структуре сюжета никак не отвечает нуару. Подобный гибрид пытались создать в нулевые, когда сняли фильм «Затемнение» (2006). Однако в данном случае было больше похоже на еврокрайм с его главенствующей темой затяжной герильи.

Кадр из фильма «Ограбить Муссолини» (2022)
Кадр из фильма «Ограбить Муссолини» (2022)

И становится понятно, откуда взялись очевидные вставки а-ля вестерн. Надо подразумевать, что современное итальянское криминальное кино, в частности ленты про мафию возникало под влиянием вестернов (вспоминаем «Под небом Сицилии»). Причем подразумеваются не фильмы, а комиксы, которые принесли с собой американские солдаты. Опять же тема звучит «между строк». Так что во всем этом хаотическом действии внезапно обнаружились смыслы.

Кадр из фильма «Ограбить Муссолини» (2022)
Кадр из фильма «Ограбить Муссолини» (2022)

Чуть было не забыли сказать: из нуара в фильм пришла тема некогда популярной, но стареющей актрисы, что сопровождается едва ли не прямыми отсылками к «Бульвару Сансет». Впрочем, мотив несколько «заезженный». Он наличествовал и в упоминавшемся выше «Затемнении», и в «Королях интриги».