Совсем недавно ко мне в проект "Меня не обмануть!" обратилась девушка, которая попала в лапы мошенников по очень распространенной схеме – нижегородку Екатерину (фамилию она просила не указывать) телефонные аферисты убедили взять кредит и перечислить на «безопасный счет». С известным нижегородским юристом Еленой Никоненковой разбираемся, что делать в такой ситуации.
Автор: финансовый журналист Наталья Халезова
Статья подготовлена для сети городских порталов NN.RU.
Перечислила деньги, и пришла смс: «Кредит закрыт»
Екатерина – медицинский сотрудник. Когда позвонили из «службы безопасности банка», она была на работе. Её напугали, что кто-то пытается оформить на нее кредит, и нужно срочно злоумышленников остановить. Екатерина забеспокоилась, ведь в этом банке у нее зарплатная карта. Попыталась войти в личный кабинет банка, но не смогла – он был заблокирован. В этой статье я рассказываю, как мне звонили по этой же схеме и какие действия лучше предпринять, если кто-то на вас пытается оформить кредит.
По телефону лжесотрудник банка выдал девушке инструкцию – ей нужно было пойти в ближайшее отделение финансовой организации и оформить кредит. За 10 минут кредитный специалист открыла Екатерине кредит на 1 млн рублей, еще и страховку навязала на 120 тысяч рублей. Клиентка не рассказала менеджеру о том, что ей звонят из банка и дают рекомендации – мошенники просили держать всё в тайне. А сама сотрудница не спросила. Екатерина взяла кредитные средства, отнесла в банкомат и перевела на «безопасный счет». Ей пришла смс, что кредит снят.
После этого девушка позвонила брату и поняла, что ее обманули. Она сразу обратилась в полицию, нижегородские правоохранители завели уголовное дело.
Статья по теме:
Юрист Елена Никоненкова, директор юридической фирмы «Прецедент», помогла мне составить инструкцию для жертв мошенников, которые перечислили деньги мошенникам или взяли кредит под уговорами аферистов.
📌1 шаг — сообщить в банк о мошенничестве
Незамедлительно обратитесь в банк с заявлением с требованием (в зависимости от ситуации):
- либо приостановить операцию по перечислению,
- либо отменить операцию,
- либо вернуть похищенные у вас деньги.
К своему заявлению прикрепите имеющиеся у вас документы: заявление в полицию (если уже обратились), сведения о мошенниках, проведенных денежных операциях и т.п.
«Если у вас была какая-то переписка с сотрудниками банка или злоумышленниками на стадии оформления мошеннических операций, то прикрепите и ее, поскольку нельзя исключать утечку информации непосредственно от сотрудников банка и/или преступные действия таковых сотрудников», - советует юрист.
⚠️Сохраните копию заявления с отметкой, входящий номер заявки или скриншоты страниц на сайте банка и т.п.
📌2 шаг — обратиться в полицию
После того как вы сообщили банку о мошенничестве в отношении вас с использованием личных или кредитных средств, вы предоставляете эту информацию в полицию, ведь банк может оказаться виновником (через своих сотрудников) или потерпевшим.
«Не удивляйтесь: по сути, гражданин — это инструмент хищения денежных средств у банка, особенно если речь идет о кредитных деньгах», — объясняет эксперт.
📌3 шаг — отказаться от страховки, навязанной с кредитом
Если при оформлении кредита на мошенников вам еще навязали страховку (или аферисты при подаче заявки за вас согласились на дополнительную услугу), вы можете расторгнуть договор страхования и вернуть хотя бы часть денег. Вы вправе отказаться от него в «период охлаждения» — в течение 14 рабочих дней со дня его заключения, обратившись с заявлением к страховщику.
«Страховая компания отказать вам не может. И чем быстрее подать такое заявление, тем больше шансов вернуть деньги в полном объёме. Только учитывайте, что может вырасти ставка по кредитному договору, если такое условие в нём установлено», — подчеркнула Елена Никоненкова.
📌4 шаг – ждать ответа от банка
Сроки рассмотрения обращений установлены правилами банка — зачастую от 30 до 90 дней. И, к сожалению, в это время придётся платить кредит во избежание просрочек и последующего ухудшения кредитной истории.
«Нельзя быть уверенным на 100%, что договор удастся оспорить, хотя мне как юристу очень не нравится совершение действий по оплате как некое признание обязательства. В таких ситуациях надо чётко осознавать риски и принять их последствия в виде штрафных санкций и ухудшения кредитной истории, если оспорить договор не получится. Максимум, что можно на этом этапе, — попробовать получить обеспечительные меры в суде в виде приостановления платежей по кредитному договору», — констатирует юрист.
Самый главный вопрос — должен ли банк расторгнуть договор кредитования, если возбуждено уголовное дело о мошенничестве?
И ответ здесь не в пользу жертв мошенников. По словам Елены Никоненковой, к сожалению, сложилась практика, очень удобная для банков: заявитель сам подал документы, сам подписал/согласился/поставил галочку при подписании кредитного договора, банк не может отвечать за действия мошенников, договор заключен, и заемщик обязан платить. Поэтому очень сложно в суде признать такие договоры недействительными, т.е. заключенными под влиянием обмана и заблуждения.
Сделка, совершённая под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Например, финансовая организация знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником, либо содействовало ей в совершении сделки (пункт 2 статьи 179 ГК РФ).
Банки, как правило, апеллируют к условиям договора и правилам использования кредитных карт, по которым держатель карты обязуется не сообщать ПИН-код и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другим лицам; предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты; нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода и т.д.
«Таким образом, наличие только постановления о возбуждении уголовного дела с признанием гражданина потерпевшим не решает проблему, и признать договор с банком недействительным возможно, только если доказать участие банка через его сотрудников либо не соблюдение банком режимов безопасности, например, отсутствие надлежащей проверки цифровой подписи или предоставленных в финансовую организацию документов», — резюмирует эксперт.
📌5 шаг — банк отказался расторгнуть договор и списать кредит, решаем, идти ли в суд
Елена Никоненкова советует в первую очередь изучить подоплёку события и оценить шансы в суде на подтягивание какой-либо виновности/осведомленности банка, например, неподписание/неверное подписание какой-либо электронной документации, технические ошибки со стороны банка в оформлении согласий/оповещений/уведомлений и т. п.
Кредитный договор можно признать недействительном или незаключенным (в зависимости от ситуации), если:
- банк допустил утечку информации;
- либо финансовая организация допустила ошибку/нарушение в оформлении кредитной документации;
- либо виновниками могли являться сотрудники банка;
- либо заёмщик вообще не имел права на заключение кредитного договора (например, ограниченно дееспособный);
- либо заёмщик реально не получил денежные средства.
Популярные статьи на канале "Меня не обмануть!"