Найти тему
Жизнь и Чувства

Первое метро на Кавказе было построенно именно в Тбилиси

А ведь его попросту могло и не быть!

Всё дело в том, что по советскому плану, систему метрополитена можно было возводить только в городах с населением в 1 млн человек и более. В середине прошлого века Тбилиси и близко не являлся таким городом. На момент начала строительства тбилисского метрополитена в 1952 году, население Тбилиси составляло около 600 тыс человек. Несмотря на это, Первый секретарь коммунистической партии Грузии Кандид Чарквиани смог получить от Сталина разрешение на строительство метрополитена в Тбилиси. Однако после смерти Сталина работы по строительству метрополитена были заморожены. Говорят, Хрущев не очень благосклонно относился к Грузии.

«Хрущев был категорически против строительства метро в Тбилиси – говорил, что для Грузии это чрезмерная роскошь»
фото – Национальный архив Грузии
фото – Национальный архив Грузии

Но следующий секретарь компартии Грузии Василий Мжаванадзе хитростью смог убедить Хрущева продолжить строительство метрополитена. Дело в том, что Никита Хрущёв, помимо навязчивой идеи возводить фермы и разбивать кукурузные поля, был одержим идеей строительства бомбоубежищ. Василий Мжаванадзе убедил Хрущева, что на базе уже готовых туннелей в Тбилиси можно создать систему бомбоубежищ. По словам Мжаванадзе это будет намного более выгоднее, чем возводить их в новых местах.

Таким образом строительство тбилисского метро продолжилось, под видом строительства системы бомбоубежищ. Необходимые для этого средства продолжили выделяться, но строительство проходило в состоянии повышенной секретности. Вот как эти события описывает дочь Василия Мжаванадзе, Нино Мжаванадзе:

Строительство метро в Тбилиси велось практически по-партизански. Многие в городе даже не знали, что реально происходило на проспекте Руставели. Вход в метро и находившийся рядом сквер были полностью закрыты, и видно было лишь, как туда въезжали грузовые автомашины, вывозившие затем песок и камни. Однажды Хрущев действительно отцу позвонил и сказал, мол, в Москве ходят слухи, что в Тбилиси строят метро. Папа отрицал это и ответил, что ведется всего лишь строительство тоннелей и укрытий…
Василий Мжаванадзе и Никита Хрущёв
Василий Мжаванадзе и Никита Хрущёв

В 1964 году, после отстранения Хрущева от власти, строительство развернулось в полную силу, а уже в январе 1966 года произошло торжественное открытие четвёртого метрополитена в Советском Союзе и первого метрополитена на Кавказе. Тогда были введены в эксплуатацию первые 6 станций метрополитена.

наземная станция метро «Дидубе»
наземная станция метро «Дидубе»

Численность Тбилиси выросла до 1 млн человек только к 1979 году. На данный момент тбилисский метрополитен обслуживает 23 станции.

вход на станцию метро «Руставели». Фото автора
вход на станцию метро «Руставели». Фото автора

Невозможно переоценить удобство от наличия метро в Тбилиси. Я, как гость города, несколько раз воспользовался услугами метрополитена! Очень жаль, что никто не позаботился о том, чтобы в Краснодаре, к моменту достижения численности в 1 млн человек(по неофициальным данным в Краснодаре проживают около 1,6 млн человек) было собственное метро!