В Советском Союзе машин выпускали так мало, что для их покупки люди годами стояли в очереди. Правда, те, кто работал на тяжелых производствах – шахтеры, например, или Герои труда могли приобрести авто и без очереди.
В 50-60-е годы легковые машины выпускал в основном Московский автозавод «Москвич», и его инженеры задумались о выпуске автомобиля этой марки модификации универсал.
В первую очередь подобные авто нужны были для различных учреждений, но и простым гражданам предполагалось их продавать. Советские люди, имевшие в своей массе дачи, сразу же оценили преимущества такой машины, вот только «достать» ее можно было только «по блату».
Кстати, автомобиль Москвич с кузовом универсал уже до этого выпускался в СССР. Его прозвали в народе «Буратино», потому что его кузов практически изготавливался из дерева.
Конечно, такая машина не обладала долговечностью, и очень скоро все позабыли, что она когда-то появлялась на дорогах советских городов.
Москвич-423-й выделялся не только кузовом – молдингов у него не было, второй ряд дверей украшали хромированные накладки, а задние фонари имели трехсекционную конструкцию.
До сих пор некоторые считают, что подобные авто населению не продавались. На самом деле продавать их частникам никто не запрещал.
Выпуск серии был крайне ограничен, и в первую очередь универсалами снабжали государственные структуры. На рынке их было так мало, что те, кто был причастен к их продаже, могли очень хорошо погреть на этом руки, устраивая покупку для своих знакомых.
С большой осторожностью работники торговли могли заработать на этом хорошие деньги, но чаще всего это был натуральный обмен – я тебе это, ты мне то.
Граждане покупали даже списанные в учреждениях машины, но даже это было сделать не так уж и просто. Что простой советский человек купить не мог, так это Москвич-430. Это был уже небольшой грузовичок с тремя дверьми вместо пяти.
Базой для создания нового авто послужил Москвич-402. На его основе произошла унификация 423-й модели, что значительно удешевило ее производство.
Над багажником просто продлили крышу, а задняя дверь открывалась не так как это делается сейчас – вверх, а в бок на левую сторону.
Двигатель тоже взяли от выпускавшегося уже Москвича-407. Мощность составляла 45 лошадиных сил, а объем – 1,3 литра. Переключатель коробки передач находился на рулевой колонке, а сама она была четырехступенчатой.
Поскольку машина все же должна была перевозить достаточный объем груза, сзади усилили рессоры. Скорость, которую автомобиль мог развивать – 100 километров в час.
Понятно, что о таком автомобиле мечтали не только дачники, но и те, кто любил путешествовать на машине, например, к морю.
Если в поездку отправлялись два человека, то они могли с собой увезти 250 кг груза. Если же ехало 4 путешественника, то вес перевозимого составлял 100 кг, что тоже немало. Что все же напрягало автолюбителей, так это обогрев машины.
Печка тоже была предназначена для седана, и увеличенный салон она грела плохо. А вот отдыхать летом на природе можно было с комфортом – задние сидения убирали, и получалась огромная двухспальная кровать.
Проходимость у Москвича-423-го была хорошей, но даже если где-то и застряла бы, то машину, которая весила чуть больше одной тонны, можно было вытолкать собственными силами.
В Советском Союзе каждый автолюбитель старался досконально изучить свою машину, и беречь ее, как зеницу око. Автосервисов в то время не было.
Были гаражи в учреждениях, где работали настоящие механики, но попасть к ним было практически нереально. Поэтому по выходным часто можно было видеть во дворах, как хозяин приводит в порядок свою «ласточку».
Выпуск этого универсала начался в 1957-м году, а последний автомобиль сошел с конвейера в 1965-м. Общее число экземпляров, выпущенных за это время, немного не дотянуло до тридцати тысяч.