Строго говоря, она там не запрещена. Даже Верховный суд, высшая инстанция по таким вопросам, вынес решение, что исполнять произведения этого композитора разрешено. Тем не менее, в обществе, особенно, среди тех израильтян, кто прошел через Холокост, существует стойкая антивагнеровская позиция.
И когда тут собирались провести концерт, приходили тысячи протестующих. А в самом зале старики устраивали шум. Согласитесь, когда восьмидесятилетние бабушки и дедушки выходят на улицу, чтобы выразить свое мнение, с чисто эмоциональной точки зрения это выгладит очень сильно. Не так давно одна украинская бабушка вышла к солдатам с советским флагом – это было событие примерно такого порядка.
Поэтому музыке одного из самых известных немцев на земле израильской объявлен бойкот. Пускай неофициальный, но не менее действенный. Давайте обсудим причину этого.
Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813-м году и был девятым ребенком в семье полицейского писаря и его домохозяйки-жены, которая являлась дочкой пекаря. Отец мальчика ушел из жизни, когда ему было около года, но его вдове посчастливилось выйти за не сильно знаменитого художника и актера, который, тем не менее, обеспечил надлежащее воспитание ее детям.
Рихард с детства любил музыку и оказался настолько потрясен произведениями Бетховена, что отправился постигать это искусство в Лейпцигский университет. Через несколько лет после его окончания он уже считался одним из самых перспективных немецких композиторов.
Пропустим его длинный и тернистый карьерный и творческий путь. Для нас главное, что он закончил его едва ли не самым популярным немецким композиторов. Его значение, не только для Германии, но и для всего мира, состоит в том, что именно Вагнер впервые придумал показать оперу во всем ее единстве. То есть, синхронизировать музыку, движения певцов на сцене, танцы и реквизит, изображающий место действия.
Конечно, до него все это было, но подавалось зрителю более-менее условно. И только наш герой сделал из этого единый визуальный ряд – своего рода, придумал кино до того, как оно появилось. При этом, в то время, когда он это делал, наука едва освоила дагерротип. Представьте, какой эффект оказывало на людей его творчество.
Именно этим он был известен своим современникам. Но ныне, после того, как его творческий метод был освоен и появились новые виды искусства, этот человек, в основном, известен не достижениями на ниве музыки, а своим кондовым антисемитизмом. В этом он предвосхитил все основные тезисы нацизма, считая, что евреи самим своим существованием могут извратить достижения германского мира.
В то время такая точка зрения была широко распространена и горячо поддерживалась многими европейцами. Таких людей в окружении Вагнера было много, и ничего необычного для своей эпохи он не говорил. Его жена тоже была ярая антисемитка, и большая часть высказываний на этот счет композитора известны из ее дневника.
Но дело в том, что во время жизни этого человека евреев в Германии было совсем мало всего-то тысяч 100-150 на многие миллионы коренных немцев. И это было старое еврейское население, которое сумело пережить изгнания эпохи средневековья либо те смельчаки, что решили приехать сюда в эпоху Наполеона. До большой эмиграции 1880-х. когда сюда бежали от погромов евреи Российской империи, было еще далеко.
Но это были хорошо образованные и часто творческие люди. Так же, как музыканты, артисты и прочие представители свободных профессий, они желали только одного – признания, возможности на равных войти в респектабельное буржуазное высшее общество. И в этом конкурировали с кухаркиными детьми, вроде Вагнера. Именно поэтому он с таким энтузиазмом «мочил» еврейских коллег по профессии, особенно композитора Мендельсона, автора знаменитого свадебного марша. Видимо, подсознательно хотел возвыситься за их счет.
Но все-таки, если бы не нацисты, антисемитизм Вагнера остался бы предметом исследования только историков музыки. Так же, как об аналогичных высказываниях Достоевского, который был не менее, откровенен, знают почти одни литературоведы. Но дело в том, что потомки композитора очень активно сотрудничали с нацистами в продвижении его творческого наследия. К тому же Гитлер, знавший о его взглядах, сделать это и сам был рад.
Неудивительно, что «Тангейзер», «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» звучали на съездах НСДАП, а некоторые начальники немецких лагерей включали отрывки из Вагнера для услаждения своего слуха. Поэтому многие евреи относятся к Вагнеру нехорошо.