Пошутить и посмеяться над нерадивыми советчиками привлекать детей к хозработам, я пошутила. Но можно же и чего-нибудь толкового сказать.
Можно. Скажу.
Итак. Для начала. Привлечение сложного аутичного ребёнка к хозяйственном делам - это... часть реабилитации и обучения.
Это надо понять. Помоги мне - это не просто помощь от ребёнка. Это конкретная такая учёба. И когда родитель-педагог это поймёт, теоретически, должен измениться подход.
Потому что, прежде чем чему-то учить, нужно понять, а чему будем учить.
Например, возьмём посуду.
И формулируем задачу.
Не вообще: "Хочу, чтобы сын мыл посуду".
Нет! Это абстрактная фигня, которую не отследить, не проверить нельзя.
Всё должно быть очень конкретно.
Например.
Цель: - Гриша моет СВОЮ посуду после еды. СРАЗУ. И ВСЕГДА.
Вот такая задача.
Просто?
Возможно. Но давайте посмотрим, а из чего состоит это действие?
1. Ребёнок должен это знать. То есть приготовьтесь ему стотыщ раз об этом говорить, напоминать. И всё спокойно. И, возможно, это займёт годы. Приготовились? Едем дальше.
2. Предположим, что вы моете посуду в раковине губкой с жидким моющим средством, а потом кладёте всю на полотенце.
Итак. Подпункты мытья посуды.
1. Положить посуду в раковину.
2. Включить воду и намочить посуду.
3. Взять и намочить губку.
4. Налить моющее средство на губку.
5. Намылить тарелку со всех сторон.
6. Положить губку на место.
7. Смыть моющее средство.
8. Положить тарелку на полотенце или туда, где она у вас стоит. Это должно быть одно и то же место, которое всегда доступно. Чтобы его не пришлось готовить отдельно. Но, если всё же вы как-то... это делаете, то это надо продумать. Но я считаю, что для начала необходимо максимально упростить все действия.
9. Хорошо бы объяснить ребёнку, что ещё и в раковине надо смыть моющее средство, потому что вполне может быть так, что он там пенное побоище устроил. Но это уже не обязательно. Задача же "помыть свою посуду после еды", а не раковину.
Итак. Что мы видим? Мытьё тарелки - это... 8-9 пунктов.
И если Вы вдруг зачем-то решили сделать так, чтобы ваш сложный ребёнок начал мыть посуду, то, если начнёте его учить мыть посуду целиком, сразу, не учитывая, что простейшее действие (мытьё одной тарелки) -- вообще-то сложнейший процесс, то может ничего не получиться. Ибо вы обрушите на человека всю информацию сразу, он будет смотреть на вас как баран на новые ворота, а вы недоумевать, злиться или ещё что. Но в итоге, вероятнее всего, бросите это неподъёмное дело.
Я же предлагаю начать с начала. И двигаться шаг за шагом.
Например. Если у вас в доме не принято после еды ставить тарелки в раковину, начните с этого. Начните учить ребёнка ставить тарелку в раковину. Это же просто? Нет? Думаю, поставить тарелку в раковину сможет каждый.
Вот это действие и надо начать закреплять. И, когда оно станет автоматическим, без напоминания, можно перейти к следующему "Включить воду и намочить посуду". Да. Ребёнок поел, поставил в раковину тарелку и включил воду (вы должны там быть, конечно).
И это тоже должно быть закреплено.
Просто включил воду и сполоснул тарелки. Ушёл. Вы их помыли.
Далее. Губка. Поставил в раковину, сполоснул тарелки, намочил губку и передал вам.
И так ещё пару недель)))
Потом сам набрал мыло.
Ещё недели две.
Потом намылил.
Недели две.
Потом смыл мыло и поставил куда надо.
На всё про всё может уйти реально год. "Недели две" - это условно. Всё будет дольше, если ребёнок сложный и вообще далёк от домашних дел.
Уточню. Не знаю, как у кого принято. Но вот так мыть посуду после еды ребёнком станет возможно, если Вы сами так делаете... И если в раковине нет горы посуды. В противном случае, это будет сложно. Или невозможно.
В итоге, через полгодика ребёнок будет мыть посуду после еды. Свою.
Предупреждаю. Периодически может начать забывать, или пропускать ходы (типа, намочил, но не намылил). Делать всё плохо, коряво, спустя рукава. В таком случае, на мой взгляд, надо просто напоминать, что пропустил ход, вот здесь ещё надо протереть. Спокойно. И, конечно же, хвалить.
---
Я понимаю, как безумно всё это звучит. И ради чего, спросит кто-то. Ради чего всё это безумие? Ради одной тарелки? Да я сама её помою. И нас вообще посудомойка есть. Зачем так мучаться?
Повторяю. В данном случае, мытьё посуды - это часть всей реабилитации или работы с ребёнком. Это не "помощь по дому", это не "ой, какой самостоятельный". Это работа с дефицитами ребёнка.
Он плохо себя контролирует, плохо выполняет инструкции, не включён в жизнь семьи. Приходит на кухню только поесть или вовсе ест в комнате, что вообще его отрезает от мира даже семьи.
И вот ваши попытки провернуть операцию под названием "моем посуду" - это будет работа со всем этим.
Но, конечно, если всё так плохо, я бы начала не с посуды ни в коем случае. Это я для понимания алгоритма написала.
А начала бы я с накрывания на стол. Тарелку же ребёнок способен принести и поставить на стол?
Вот. Это действие надо сделать его обязанностью.
Мама какая-нибудь выскочит сейчас и выкрикнет: "Ему это не надо!" Отвечаю: - Ему ничего не надо)))
Это надо ВАМ. Вам надо, чтобы ребёнок Вас слушал и слышал, чтобы ребёнок был включён в жизнь семьи. Это надо Вам. Будем честны.
Так вот и начните включать ребёнка в быт семьи, начав с "Ужин, помоги мне поставить на стол эту тарелку. На, поставь вот сюда! Спасибо. Ты молодец!"
Всё.
Повторяю. Приготовили ужин. Ребёнок сидит в своей комнате. Приходите к нему и просите помочь. Не понимает, просите пройти за собой, ведёте и просите поставить тарелку на стол. И радуетесь и хвалите.
Ребёнок может даже не есть вместе с Вами, но тарелки на стол пусть ставит. Для мамы, для папы.
Это будет первый шаг. И, скажу я вам, самый сложный...
Но, уверяю вас, это того стоит.
Итак.
Домашние дела - это очень мощный инструмент по работе с дефицитами ребёнка.
При этом это очень сложный продуманный процесс, никак не похожий на "помощь по дому".
И он может привести к на много большему, нежели "мой сыночек посуду моет".
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. К сожалению... если у ребёнка проблемы с сенсорикой (брезглив), то... почти невозможно ребёнка включить в домашние дела. У меня не получалось... Пока у Гриши не улучшилась ситуация с чувствительностью. До этого ни о каком мытье посуды, полов и речи не было.
Это тоже надо знать. Усилием воли такую "брезгливость" не преодолеть. Никак.
Или обустроить так дела, что ребёнок будет в перчатках всегда. Возможно, так получится. Но я не пробовала.
П.С. 2. Ещё простой навык "выкладывание продуктов из сумки". Да, пришли из магазина, ребёнок помогает всё доставать. Не уходит в свой мир сразу, нет. Помогает доставать хотя бы на стол. В идеале, раскладывает всё по нужным местам.
Я понимаю, что опять кто-то скажет: - Он там всё развернёт, ещё уронит-разобьёт. Мне проще самой.
И это правда. Всем проще. Но... вот это выкладывание продуктов - это вообще-то занятие с ребёнком.
Многие говорят "я не знаю, как заниматься, поэтому и не делаю этого". Отвечаю, сделайте ребёнка частью жизни, попробуйте хотя бы. И это будет лучшими занятиями.
Теперь всё.
И да, я считаю, что тот, кто учит сложного аутичного ребёнка хозяйственным делам - это прям самурай, что идёт сквозь огонь. Крепкий орешек, не иначе.