Советско-итальянский художественный фильм (1987г.) «Очи чёрные» Никиты Михалкова, конечно, не так популярен, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Москва слезам не верит» или «Зимняя вишня».
Однако это «киношное чтиво» весьма любопытно сразу по трем причинам.
1. Прежде всего, он снят по мотивам двух рассказов Антона Павловича Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой».
2. Помимо всемирно известного романса на русском языке Е. Гребёнки «Очи черные» в фильме звучит музыка французского композитора Франсиса Лея (Francis Lai ) - лауреата премии «Оскар» за музыку к американскому фильму «История любви». Свое восшествие на престол американской киноакадемии он начал с музыкальных работ к картине «Мужчина и женщина» Клода Лелюша. Также он сочинил множество песен для Эдит Пиаф, Жюльетт Греко, Ива Монтана, Мирей Матье.
3. Звездный состав актеров я оставила напоследок, потому что он достоин отдельного упоминания и внимания. Главные роли исполнили: звезда мирового кино Марчелло Мастроянни и звезда советского экрана Елена Сафонова.
В 1987 году на Каннском кинофестивале Марчелло Мастроянни получил приз «Серебряная пальмовая ветвь за лучшую мужскую роль». Далее он был номинирован на «Оскар» также за лучшую мужскую роль.
В 1988 фильм - лауреат премии «Давид ди Донателло» Итальянской академии кинематографии в категории: Призы за лучшие мужскую и женскую роль М. Мастроянни и Е.Сафоновой
Также фильм прошел номинацию на премию «Золотой глобус» (США) в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Кто еще принимал участие в создании этой картины?
Всеволод Ларионов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Александр Филиппенко, Авангард Леонтьев, Павел Кадочников, Дмитрий Золотухин, Юрий Богатырёв, Александр Адабашьян и др...
Из зарубежных актеров стоит отметить Сильвану Мангано, которая после окончания съёмок фильма «Очи чёрные» совсем ушла из кино. До этого она на протяжении своей кинематографической карьеры играла в фильмах Лукино Висконти и Пьера Пазолини.
Итак, фильм снят как рисунок в рисунке, так часто делали старые мастера живописи, то есть помимо действия на полотне, было еще действие, отраженное в зеркале. Здесь, в фильме, главный герой плывет на пароходе и рассказывает историю своей жизни случайному попутчику. В связи с чем возникают картины его прошлой жизни.
Правда, сначала в стиле водевиля. Мы не забываем, что фильм снят по мотивам сочинений А.П. Чехова, который в начале своей литературной деятельности также писал юмористические рассказы и водевили, и подписывал их, как Антоша Чехонте, поэтому в начале фильма зритель попадает под обаяние писателя того периода.
Мы видим главного героя Романо в блистательном исполнении Марчелло Мастроянни молодым, ни о чем не печалившимся, а веселым и находчивым вруном. Безответственный и ничтожный человек, не сделавший в жизни ничего полезного, он живет в свое удовольствие за счет жены, которая еще любит его по старой памяти.
А он? А он привыкает к безделью и не стремиться из него выйти, а чтобы как-то остаться на плаву в семье и кругу родственников, он порой строит из себя откровенного шута.
Для того, чтобы уйти от финансовых обязательств по дому, вокруг которого уже жужжат кредиторы, он уезжает на модный и дорогой курорт. Там он посвящает все свое время и деньги курортным романам, развлечениям с «птичками» и проделкам с отдыхающими.
Однажды Романо обращает внимание, кстати, не без помощи своей подружки Тины, на женщину, даму с собачкой, за соседним столом.
Он говорит, что ничего не знает о ней. Однако дальше продолжает, что она русская и здесь - в пансионате не живет, а просто ходит на процедуры.
С этого момента водевиль почти заканчивается, и наступает реализм, то есть конкретная перекличка фильма с текстом известнейшего рассказа Антона Павловича «Дама с собачкой».
Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами.
«Если она здесь без мужа и без знакомых, — соображал Гуров, — то было бы не лишнее познакомиться с ней».
В чем схожи главные герои?
Своей неверностью женам и тем, что они без какого – либо труда могли нравиться женщинам.
В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя; и даже молчать с ними ему было легко.
В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. ("Дама с собачкой")
Как в повести, так и в фильме, знакомство мужчины и женщины началось с собачки.
Он ласково поманил к себе шпица и, когда тот подошел, погрозил ему пальцем. Шпиц заворчал. Гуров опять погрозил.
Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза.
— Он не кусается, — сказала она и покраснела.
— Можно дать ему кость? — И когда она утвердительно кивнула головой, он спросил приветливо: — Вы давно изволили приехать в Ялту?
А в фильме в начале знакомства Романо водевильно «накрутил» Анне историю про камни из Помпеи в его коленях, объяснив тем самым ей причину того, что он не может ходить. Но потом, спохватившись, сказал, что одного его знакомого от этой болезни исцелила русская. Анна не поверила, на что он, не смутившись ответил, что можно попробовать.
- Скажите мне на ухо одно любое русское слово.
- Любое?
- Любое.
-Собачка!
-САбАчкА!
- Я хотела сказать - песик.
Водевиль удался! Можно фантазировать и вспоминать анекдоты про песиков и собачек, но завязанное действие пошло!
Романо в фильме говорит, что его «приводило в восторг то, что она верила во все истории, что я ей рассказывал. Никто уже не верил в них, только она одна. И это мне давало ощущение молодости». Он говорил о ее чистоте и правдивости...
Гуров в повести почти вторил ему: «должно быть, это первый раз в жизни она была одна, в такой обстановке, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят с ней только с одною тайною целью, о которой она не может не догадываться».
«У меня не было серьезного намерения к ней», - сказал Романо своему знакомому на пароходе. Все как в курортном романе.
«Я почти ничего не знал о ней. Знал, что она замужем, детей у нее не было. Замуж ее выдали рано из-за бедности, что у нее есть отец и 2 брата». Здесь идет перекличка с другим рассказом Чехова «Анна на шее» — где 18-летняя Анна, из-за бедственного положения семьи, выходит замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеевича.
Далее события развивались, как и положено в «традиционном» курортном романе. Случилось ЭТО.
Продолжение следует.
ДРУЗЬЯ!
Интересен ли вам этот фильм?
Что вы думаете о его героях?
Если есть личные вопросы, то пишите: svet-mann@yandex.ru