Альбом Beach Boys Pet Sounds стоит особняком на высоких позициях практически любых музыкальных списков величайших альбомов. Однако само содержание альбома, его создание, влияние, новации чаще всего остаются нераскрытыми. Поэтому на все эти пункты отвечу я (с позиции поклонника, сего творения) и также укажу, так ли он велик, как его малюют Американские и Британские критики.
Начать стоит с того, что предыдущий альбом группы был полностью сделан на скорую руку и состоял из каверов. Практически весь материал для Pet Sounds был написан и записан (инструментальная часть) в отсутствие самой группы Beach Boys Брайаном Уилсоном, который является продюсером этой записи и лидером группы, что решил отказаться от концертной деятельности, занявшись написанием нового материала. Вообще такая схема была идеальна: группа ездит на гастроли, в то время как Уилсон без перерыва пишет новый материал для альбомов группы.
Отправной точкой был альбом группы Beatles "Rubber Soul", что поразил Брайана новым звучанием коллектива. Впрочем и участники Beatles в некотором смысле восхищались студийной работой Уилсона. Джон Леннон был поклонником песни "Little Girl I Once Knew", написанной между сессиями для Pet Sounds. Леннон отметил потрясающее использование Уилсоном вокала группы, как музыкального инструмента, а также выразил надежду, что песня будет хитом.
Ну и в ответ на "Rubber Soul" Брайан принял решение создать не менее грандиозный альбом. Им был приглашён автор джинглов Тонни Эшер, что был назначен автором текстов для альбома. Хотя автором текстов его было сложно назвать, скорее он излагал идеи Уилсона понятными и простыми выражениями.
Брайан также пригласил группу опытных сессионных музыкантов Wrecking Crew, что прославилась за свою работу с огромным количеством Калифорнийских звёзд. Эти же музыканты уже принимали участие в записи предыдущих альбомов группы, однако для этого альбома Уилсон принял решение сделать акцент именно на сессионных музыкантах, заменив Beach Boys, как инструменталистов почти на всех песнях альбома.
Как только группа вернулась с гастролей, инструментальные дорожки уже были готовы и оставалось лишь наложить вокал. И это стало настоящим испытанием для парней. Брайан в прямом смысле выжимал все соки из вокальных партий предназначенных для альбома. Итогом стали невероятно сложные вокальные гармонии, что были использованы почти на всём альбоме. В это же время между Уилсоном двоюродным братом Майклом Лавом начались некоторые разногласия по поводу альбома. Майк считал, что звучание альбома оттолкнет аудиторию группы.
Однако даже внутренние разногласия в коллективе не помешали завершить альбом. Альбом был выпущен в мае 1966, а в преддверие его выхода были выпущены два сингла с него. И если «Caroline No»выпущенная как сольная работа Брайана имела скромный успех в чартах, то вот аранжировка народной песни «Sloop John B» обрела успех в США, Великобритании и Европе. Гораздо более скромный успех на родине имел сам альбом, занявший лишь 10 место в чартах США. Однако в Британии работа получила существенный отклик, заняв 2 позицию чартов и став платиновым.
Думаю самое время посмотреть, чем же получится Pet Sounds в итоге.
Обзор содержания альбома.
- Wouldn’t It Be Nice (Брайан Уилсон, Майк Лав, Тони Эшер)
Первая песня с альбома является одной из самых известных песен коллектива в целом. Стоит сразу отметить аранжировку, которая использует целый оркестр, включающий литавры, аккордеон, различные духовые, создающий «стену звука» Фила Спектора, которым Уилсон активно вдохновлялся. Поражают и вокальные гармонии группы, что стали ещё насыщеннее и ярче делая эту песню одной из самых значимых в дискографии группы. И пожалуй я опущу момент того, что в изначальном миксе была проблема с микшированием между куплетом и бриджем (которую успешно поправили переизданиями) и на то, что существует альтернативная версия, где Майк Лав поёт свою партию намного лучше. Просто поставлю этому шедевру заслеженные 5(6?)/5.
- You Still Believe in Me (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Вторая песня не менее красочна в плане вокальных гармоний. Вокал Брайана здесь сопровождает партия клавишных с редкими вкраплениями странных бытовых звуков и причудливых аккордов, придуманных Уилсоном. Вообще, практически весь альбом насквозь пронизан странными аккордами, что придают аранжировкам изящности и необычности, выделяя каждую отдельную песню, как что-то звучащее по своему уникально. Ну а про гармонии и вокал в этой песни не вижу смысла и заикаться, ибо они прекрасны. 5/5.
- That’s Not Me (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Песня, что по мнению Уилсона, в полной красе продемонстрировала все особенности вокал Майка Лава. По звучанию эта песня намного ближе ко всем другим альбомам группы, где группа играла свои композиции самостоятельно. Собственно здесь они и играют. И это звучит всё ещё прекрасно. Конечно, вокальные гармонии были урезаны чтобы подчеркнуть вокал Майка и Брайана, что однако не делает песню хуже и скорее придаёт ей изюминку. 4,5/5.
- Don’t Talk (Put Your Head On My Shoulder) (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Пожалуй, пока что самая причудливо звучащая песня на альбоме. Уилсон посвятил её невербальной любви и спел её в одиночку под аккомпанемент сессионных музыкантов. Отсутствие привычных вокальных гармоний и нулевой вклад участников группы в эту композицию делает её почти сольной записью Уилсона, выпущенной под вывеской Beach Boys. И у песни вновь интересное звучание, акцентирующее внимание слушателя на партии духовых и необычных аккордах, сыгранных на фортепиано. И даже отсутствие вокальных гармоний с лихвой компенсирует потрясающий фальцет Брайана. 5/5.
- I’m Waiting For The Day (Б. Уилсон, М. Лав)
Песня, написанная для предыдущих альбомов Брайаном и Майком, но почему то отложенная в долгий ящик, наконец была выпущена на Pet Sounds. Песню поёт Брайан, однако существует альтернатива с вокалом Майка, но (на мой взгляд) версия с альбома намного превосходит, ту что поет Майк. Из интересного: вновь вернулись литавры, которые совместно с барабанами создают отличных бит, вновь уместное использование духовых инструментов и наконец шикарный вокал Брайана. Что касается гармоний, то в песне может услышать басовые подголоски Майка Лава. Гармонии исполнил Брайан, многократно записывая свой вокал. Короче говоря большая часть группы вновь осталась не задействовано, что однако не сильно вредит песне. 5/5.
- Let’s Go Away for Awhile (Б. Уилсон)
Первый инструментал альбома, несколько разбавляющий общее вокальное его звучание. Из примечательного можно отметить появляющиеся и исчезающие инструменты, отличную работу струнных и духовых. В целом, инструментал звучит отлично и не вызывает никаких нареканий. Что удивительно, так как у Брайана не было музыкального образования, а сочинение подобных композиций и умения руководить музыкантами-исполнителями - задача для самоучки непростая. 5/5.
- Sloop John B (Аранжировка народной песни)
Неожиданно на альбоме появляются традиционные мотивы Sloop John B. Идея записи песни предложена ритм-гитаристом группы Аланом Джардином, который являлся большим поклонником народного творчества. Аранжировка (если верить участника группы) была написана Уилсоном всего за одну ночь. И песня из народных мотивов превратилась в достаточно качественную рок-вещицу, располагающую шикарными вокальными гармониями участников группы, а также отличным инструменталом. Особо хочется выделить партию баса, исполненную сессионным музыкантами. Неудивительно, что песня стала хитом и исполнялась практически на каждом концерте группы. Возможно, это лучший кавер группы вовсе. 5(6?)/5.
- God Only Knows (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Одна из самых прекрасных песен из написанных. В её поклонниках числятся многие её современники в том числе Пол Маккартни из группы Beatles. Впрочем, про это шедевр я расскажу подробнее в другой раз. Сейчас просто скажу, что эта песня одна из самых признанных песен Beach Boys в целом. 5(6?)/5.
- I Know There’s An Answer/Hang On Yo Your Ego (Б. Уилсон, Терри Сэчен, Майк Лав)
Пожалуй, самое слабое звено на альбоме. Песня откровенно пострадавшая от вмешательства Майка Лава в плане лирики. Изначально она называлась «Hang On To Your Ego» и именно эта строка вызвала бурную реакцию Майка. Он указывал на то, что припев песни отсылал к наркоманским идеям о «гибели от своего эго» при употребление ЛСД. Скорее всего Майк попал в точку, потому что в соавторы песни попал друг Брайана - Терри Сэчен, с которым те активно употребляли наркотики. Брайан под напором Майка был вынужден переписать песню и… она стала хуже. Припев теперь на звучит, так как и задумывалось и искажает весь смысл песни. И похвалить песню можно исключительно за вокал и умелую аранжировку. Оценю этот номер так: I Know There’s An Answer - 4/5, Hang On To Your Ego - 5/5.
- Here Today (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Еще одна песня с вокалом Майка Лава. Вновь гармонии были немного урезаны, чтобы сделать акцент на шикарном вокале Лава и работе студийных музыкантов. И пожалуй второе впечатляет гораздо больше, несмотря на прекрасный вокал Майка. Особое внимание Уилсон уделил басовой партии песни, которой особое внимание уделяется в проигрыше. Кроме того в песне можно услышать студийные диалоги, которые Брайан не захотел урезать. И это слегка испортило впечатление от песни. 4,5/5.
- I Just Wasn’t Made For These Times (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Ещё один шикарный номер, где Брайан исполняет основную вокальную партию. В отличие от Don’t Talk, вокальные гармонии не исчезали полностью, но используются довольно редко, давая Брайану показать свой голос во всей красе. По инструменталу всё вновь прилично - сессионные музыканты достойно отрабатывают свои кровью и потом заработанные. Примечательно, что в песне впервые в популярной использован электротерменвокс, что звучит ближе к концу композиции. 5/5.
- Pet Sounds (Б. Уилсон)
Не самая умелая попытка Брайана Уилсона в джаз, но всё ещё приемлемо звучащая и отлично вписывающаяся в антураж альбома. На этот раз на передний план выходит электрогитара, исполняющая джазовую мелодию. Аккомпанируют всему этому делу духовые, клавишные и перкуссия. В целом, хорошая инструментальная композиция, демонстрирующая растущие способности Брайана Уилсона как композитора. 5/5.
- Caroline, No (Б. Уилсон, Т. Эшер)
Завершает альбом весьма трогательная композиция, названию которой родилось из неправильно услышанных слов Эшера, глухим на одно ухо Уилсоном. Песня была записана гораздо раньше всех остальных песен с альбома и выпущена в качестве сольного сингла Брайана. Что однако не помешало ей появиться на альбоме под вывеской группы. По уже сложившейся на альбоме традиции, аранжировка песни впечатляет, а вокал Брайана добавляет ей особого, личного шарма. В конце песни звучит гул уходящего поезда и лай собак, что придаёт песне некоторой символичности, как завершающей альбом. 5/5.
Переоценён ли Pet Sounds?
Итак, что же я могу сказать про Pet Sounds. Множество хвалебных отзывов критиков, высокие позиции в рейтингах лучших альбомов и куча восторженных отзывов от современников пластинки. Заслуженно ли всё это? Я думаю, что да, но лишь частично.
Pet Sounds достаточно свежо воспринимается даже почти 60 лет спустя после его выпуска, но с одной большой оговоркой. Пересилить себя и послушать этот альбом полностью за один заход - очень сложное дело. Альбом переполнен причудливыми аккордами, огромным количеством музыкальных инструментальных дорожек наложенных друг на друга (из-за чего звучание альбома на первый взгляд может показаться какофонией), а также знаменитым многоголосием группы. Всё это может отпугнуть слушателя.
Но всё это в совокупности и делает из Pet Sounds многогранную и фундаментальную работу своего времени. Не знаю насколько достоверны сведения о влияние этого альбома на Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы Beatles, однако отдельные отзвуки этого альбома можно услышать во многих местах дальнейшей дискографии Beatles. Впрочем это работает и в обратную сторону - Pet Sounds не имеет схожести с Rubber Soul, которым Брайан Уилсон вдохновлялся при создание альбома, заимствуя лишь определенные моменты создания композиций с альбома.
Напоследок немного о «революционности» этого альбома. На мой взгляд революционных композиций на альбоме всего две - «Wouldn’t It Be Nice» и «God Only Knows». Остальной материал хоть и высокого качества, однако не отдаёт ничем революционным. Революционность Pet Sounds заключается именно на этапе его производства. Оно происходило в условиях полной творческой свободы Брайана Уилсона, что несомненно оказало существенное влияние на всю индустрию в целом.
Предыдущая часть:
В преддверие шедевра всех времён. Beach Boys Party!
Следующая часть:
God Only Knows - величайшая песня из написанных?