Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Полет «Ракеты-248»

Процесс транспортировки 23 октября 1995 года с помощью вертолета Ми-26 а/к «ТюменьАвиаТранс» в город Кыштым теплохода «Ракета-248» из Заозерской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота АООТ «Судоходная компания «Камское речное пароходство». Судно в Кыштыме было переоборудовано в стационарное кафе «Чемпион» на берегу Нижнекыштымского пруда.

Ми-26 Пермь, пос. Заозерье, 23 октября 1995 года. Фотография © Государственный архив Пермского края
Ми-26 Пермь, пос. Заозерье, 23 октября 1995 года. Фотография © Государственный архив Пермского края

Ниже статья «Ракета на продажу» очевидца этого уникального события Валерия Кетова, которая была опубликована в газете «Вечерняя Пермь» №146 (7682), 1995 г.

«День выдался прохладно-солнечным. Еду на Заозерскую базу флота Камского речного пароходства снимать корабельное кладбище судов и барж.

...На караване оживление. Теплоходы возвращаются на зимовку. Временно, до растановки по льду, тычутся носами к берегу косы уставшие за навигацию, словно птицы после перелета.

Идем на рейдовом катере по заливам. И вдруг – рев двигателя вертолета. Да какого! Над базой флота, словно хищная птица, кружится «Ми-26». По надписи на бортах видно, что принадлежит тюменским нефтяникам.

В разговоре с капитаном катера узнаю, что пароходство продало, кажется, в Челябинск скоростной теплоход под номером 248. Скорее к берегу. Рев заглушил все, даже в рубке едва слышим друг друга. Воздушная машина зависла над «Ракетой». Выйти из рубки можно с трудом. Сразу прижимает к борту. Кругом летит всякая мелочь – щепа, мусор – береги глаза. Погасло электричество, что ночью освещало площадку, оборвало несколько электрофонарей. Глазеющие речники – по укрытиям.

«Ракета» медленно поднимается от земли. На минуту зависает на месте, разворачивается носом по ходу и, покачиваясь, прощается с родным затоном, теплоходами и людьми, что стоят за каждым углом. Затем резко по наклонной уходит вверх.

...Рядом стоит и прощально машет рукой ее последний капитан сменный механик Владимир Нефедов. До 91-го года, когда «Ракету» поставили на берег, он семь лет водил ее по Каме от Левшино на север. Тут же рядом еще один скоростник – Алексей Королев. После окончания Пермского речного училища вырос на ней до сменного капитана.

Необычная судьба и самой «Ракеты» и, как видите, с продолжением. Когда-то в Феодосии на Черном море ее построили по заказу для Бразилии. Но что-то там сорвалось, и «Ракету», перекрасив в «лебедь белую», отдали на Каму.

Итак, первая птаха улетела. И куда бы вы думали? Коммерческую тайну открыли сами южноуральцы. Заплатив 50 миллионов рублей пароходству и 200 вертолетчикам за доставку, ее купил Кыштымский медеэлектролизный завод, что в Челябинской области.

Догадайтесь, для чего? Под бар-ресторан! Вот уж действительно, пути господни неисповедимы. Новым хозяевам предприятия захотелось экзотики.

И за то спасибо. А то по Каме от Чистополя до Заозерской базы флота более двух десятков дорогостоящих скоростных птиц вот уже по нескольку лет стоят на берегу, с грустью поглядывая на воды Камы и кляня людскую безалаберность».


Ну а судьба кафе сложилось печально. На данный момент оно закрыто. Сам теплоход выглядит уже удручающе. Будущее его туманно.

«Ракета-248» Челябинская область, Кыштым, 12 апреля 2011 года. Фотография © Максим Швейкин
«Ракета-248» Челябинская область, Кыштым, 12 апреля 2011 года. Фотография © Максим Швейкин

Напоследок немного истории теплохода «Ракета-248»:

Судно с заводским номером 511 было произведено 1 июля 1972 года на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Ракета-248 поступила в Камское речное пароходство МРФ РСФСР на Заозерскую ремонтно-эксплуатационную базу флота КРП МРФ РСФСР, где активно эксплуатировалась до 1991 года, после чего была поставлена на прикол, до описываемых выше событий.

«Ракета-248» Пермский край, пос. Левшино, сентябрь 1989 года
«Ракета-248» Пермский край, пос. Левшино, сентябрь 1989 года

© Юрий Дорошенко

Источники:
1. ГАПК Ф.ф-57 Оп.57 П Д.407
2. «Вечерняя Пермь» №146 (7682), 1995 г
3.
Водный транспорт