Найти в Дзене
Наука и фантастика

Космический Маугли в джунглях дикого капитализма: Астровитянка

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Робот и девочка. Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Робот и девочка. Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Продолжая тему "девочка в космосе", хочу вспомнить трилогию Николая Гарькавого "Астровитянка". Она выходила с 2008 по 2010 год, и автор не возражает против свободного распространения текстов в сети, хотя на бумаге трилогия также издавалась.

Я в свое время читала в электронном виде.

Трилогия. Фото из открытых источников.
Трилогия. Фото из открытых источников.

Почему трилогия так странно называется? Героиня - девочка Николь Гринвич, Никки, "космический маугли", которую после гибели ее родителей воспитывал на астероиде (своего рода космическом острове) заботливый компьютер-робот Робби, интегрированный с ее мозгом. В 13 лет Никки нашли и интегрировали в человеческое общество.

Впрочем, для тех, кто читал, пересказывать содержание не нужно.

Что мне понравилось: позитивный настрой героини и всей трилогии. Я тоже придерживаюсь этого направления. Девиз моей героини, Юлии Цветановой-Флорес - "Я должна. Я сумею. Я справлюсь".

Однако "астровитянка" Никки - это то, что в народе называется "трактор с вертикальным взлётом". Она идет напролом, не замечая никаких преград. И - нет, это не боевая фантастика, а научно-социальная. Никки ожесточенно борется за справедливость, прежде всего, для себя самой.

Очень интересно сравнить будущие миры двух девочек, Алисы Селезнёвой из книг Кира Булычева (о ней речь шла в предыдущей статье) и Николь Гринвич. Алиса живет в условном коммунизме. Никаких особых социальных проблем там нет, конфликты - частные и, как правило, внешние.

Николь же попадает со своего собственного уединенного астероида в мир дичайшего капитализма. Гипертрофированно свирепого даже по сравнению с реальностью начала 2000-х годов.

Старинная карикатура, изображающая жирующих капиталистов и угнетенных рабочих.
Старинная карикатура, изображающая жирующих капиталистов и угнетенных рабочих.

Всё решают деньги, причем деньги очень-очень большие. И Никки, этот космический маугли, каким-то образом ухитряется добывать их просто из ниоткуда. Конечно, в романе подробно описано, как ей удается стать супербогачкой буквально с нуля, однако... как говорил Станиславский: "Не верю!".

Да, у девочки компьютерные мозги. Но этого мало для финансовой грамотности. И добро бы, она с ранних лет крутилась в мире банкиров и владела этими материями как родным языком. Но сильно сомневаюсь, что робот мог обучить ее всем премудростям ведения бизнеса.

Впрочем, и социализация героини выглядит не совсем убедительной. Мы-то знаем, что настоящие дети-маугли, воспитанные в джунглях животными (а таких историй немало!), никогда не смогли вернуться к человеческим нормам общения. Киплинг написал романтическую сказку, а не реалистическую повесть. Не думаю, что робот справился бы с родительскими обязанностями намного успешнее волчицы или гориллы. Для того, чтобы стать человеком, недостаточно иметь человеческую физиологию. Это уже многократно доказано как теоретически, так и практически. Ребенку нужен постоянный речевой и тактильный контакт с близкими (лучше с родителями, но это могут быть любые старшие люди - главное, чтобы носили на руках, общались, играли, разговаривали, пели песенки, и чтобы ребенок знал - это "мой" взрослый, с ним я в безопасности). И, кстати, обиды, ссоры, капризы, - это тоже школа общения, выяснение границ приемлемого и возможного. Боюсь, робот на такое не очень способен.

Девочка на астероиде. Изображение из открытых источников.
Девочка на астероиде. Изображение из открытых источников.

Что еще мне не по душе в "Астровитянке": зацикленность на теме денег.

Писатель рисует мир, которым правят гигантские корпорации, владельцы которых передают власть по наследству, и потому именуются королями, королевами, принцами, и так далее. Оно, в общем, не ново (мы знаем такие выражения, как "нефтяной король", или "медиа-магнат").

Снизу разрушить эту систему невозможно (низы держатся в строгом подчинении, и "короли" подавляют в них любую умственную активность - см. карикатуру выше). Поэтому Никки сначала завоевывает ее, стремительно взлетая на верх пирамиды (она становится одной из "королев", владелицей собственной корпорации), а потом уже пытается сделать жесткий порядок более справедливым.

Ну, не знаю... Боюсь, с эмпатией у этой динамо-машины от природы дело обстоит неважно, остается уповать лишь на то, что интеллектуалу деньги как таковые не очень интересны, не в них радость. Однако у этого наблюдения есть и другая сторона: среди интеллектуалов богачи встречаются крайне редко. Именно потому, что цели в жизни совсем другие.

Марина Большакова. Девочка и космос. Картина с сайта Ярмарка мастеров (можно там ее купить). Все права на изображения принадлежат их авторам.
Марина Большакова. Девочка и космос. Картина с сайта Ярмарка мастеров (можно там ее купить). Все права на изображения принадлежат их авторам.

"Астровитянка" - детско-подростковая фантастика эпохи дикого капитализма, совпавшей с эпохой космических открытий. С этой точки зрения читать трилогию весьма поучительно.

Какие выводы я могла сделать для себя, и как обстоит дело в моем собственном хозяйстве?..

В мире "Хранительницы" деньги, безусловно, имеют значение, и иногда они решают очень многое - но не всё.

Цель моей героини, Юлии Цветановой-Флорес - познание и общение. Именно ради этого она стремится в дальние миры и утверждает "мой дом - космос!". Правда, повзрослев, она проникается пресловутыми семейными ценностями (и это естественно, когда ты понимаешь, что никогда больше не вернешься на Землю, то особенно ценишь близких родственников). Однако мне хотелось создать образ гармоничного человека, а вовсе не какой-то суперледи и бизнесвумен.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!