Пересматривал недавно фильм "Место встречи изменить нельзя", и едва ли не в первой серии Глеб Жеглов и Володя Шарапов встречают на набережной Москва-реки солдата, который темной ночью любуется панорамой Кремля.
Закурили, разговорились. Воевал, пешком прошел всю Европу, а Москвы не видел. И вот он, солдат-победитель, сидит перед поездом на малую родину на каменном парапете и рассматривает рубиновые звезды и очертания Кремля - самого сердца России.
А ведь многие из нас, знакомые с многими туристическими зарубежными маршрутами, истоптали Лондон, Париж, Мадрид, Нью-Йорк, Милан, Пекин, Бангкок, но почти не видели Москвы. Скажу больше, посещение Красной площади у части "продвинутого населения" считается чем-то неуместным и даже неприличным, чем-то вроде коллективного выгула провинциалов. Но что до меня, я люблю и Красную площадь, и Боровицкие ворота, и Спасскую башню, и Лобное место, и Васильевский спуск, и странный храм, похожий не то на пасхальный кекс, расписанный всеми красками, не то на блюдо с пирожными.
Знатоки Москвы, смело перелистывайте этот материал. Он не откроет для вас ничего нового. Тем же россиянам, которые не были в Москве, или совсем не знают ее, расскажу немного из того, что знаю сам.
Храм Василия Блаженного, на самом деле, имеет другое православное правильное название. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Это архитектурный памятник 16 века. Он построен 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. Так как Казань пала под натиском царских войск в день Покрова, собор в благодарность посвятили Богородице.
То, что собор похож на "тарелку с пирожными", связано с историей развития этого сооружения. Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Храмы в честь побед пристраивались к церкви, всякий раз, когда шли решающие бои - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Пестрые шатры собора как раз символизируют небесный яркий Иерусалим, рай, вечное блаженство души.
Откуда же в этой истории Василий Блаженный? Его считали чудотворцем, он же собирал деньги на строительство каменной версии храма. Ходил он по улицам голый и босой, но проповедовал добро и милосердие к ближним, часто делал сбывавшиеся предсказания, за что его любили горожане. Когда он умер, его похоронили у стен собора, а сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился пристроить к Покровскому комплексу церковь, посвященную Василию Блаженному. Это было уникальное культовое сооружение Москвы, работавшее круглый год, в любое время суток. Так Покровский собор стали ассоциировать с именем юродивого.
Историки постоянно правят учебники сведениями о старых стоянках человека в пределах теперешней столицы. 10-16 тысячелений назад тут уже были стоянки древних людей. А уже в 11 веке на месте центра Москвы было некое поселение, которое по размерам и функционалу раскопанных остовов зданий, можно отнести в городскому.
Официальное же первое упоминание о столице относят к 1147 году. Связано это было с тем, что два военных союзника встретились на пиру. Князь Суздальский Юрий Долгорукий пригласил в гости князя Новгород-Северского Святослава Ольговича.
«Приди ко мне, брате, в Москов», - позвал князь, и Святослав отправился к нему с сыном Олегом, князем Владимиром Рязанским и дружиной. Олег поехал в Москву вперед и подарил Юрию барса.
А вот что об этом сказано в Ипатьевской летописи от 4 апреля 1147 года.
«И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию и сынови его Олегови и Владимиру Святославичу (Рязанскому), и муж Святославл учреди и тако отпусти».
Годом основания Долгоруким города Москвы считается 1156-й. Именно тогда была обустроена первая деревянная крепость — будущий Кремль. Об этом существует второе письменное свидетельство о существовании Москвы в Тверской летописи. Но Юрий Долгорукий в ней назван не каким-то суздальским князьком, а Великим Князем Киевским.
В 1156 г. «князь Великий Юрий Владимірович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы».
А Святослав Ольгович, между прочим, отец князя Игоря, того самого, о котором написано "Слово о полку Игореве".
Град Москва строился как крепостное укрепление - Кремль и городской посад вокруг.
Возвышение города в первой половине XIV века связано с оборотистостью московских князей. При наступившем в эти времена монголо-татарским владычеством на Руси, Юрий Данилович первым из московских князей подсуетился и получил разрешение - ярлык Орды на великое княжение владимирское.
В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит киевский и всея Руси Петр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
При Иване Калите (1325—1340) Москва, порядком измотанная пожарами - избы и палаты были деревянными, начала одеваться в камень из белого мячинского известняка. Но Московский Кремль по-прежнему оставался с дубовыми стенами и башнями - это был крепкий, твердый - "кремленый" материал, но горючий. И только после пожара 1365 года князь Дмитрий Иванович решает строить каменную крепость. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную.
Орда считалась государственным образованием с хитрыми правителями. Но каковы московиты?! В ситуации полной зависимости выстроили шаг за шагом укрепленное сооружение в крупном городе. Сначала городом называли саму крепость, а что вокруг - посадом. Потом выстроили торговый Китай-город, и крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».
Пожары и землетрясение 1446 года привели к тому, что известняковые стены "поехали", раствор не держал камни, трещины испещрили стены.
Это привело к тому, что Кремль "покраснел". При Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город уже не из мягкого камня, а из кирпича. Легендарный "Царьград" был заложен по трем углам на все стороны по семи верст, поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.
Строителей называли "фрязины" - итальянцы. И Марко Руффо больше известен, как Марко Фрязин. В Подмосковье о фзязинах сохранилась память в названии города Фрязино в 20 км от Москвы. А еще Фряново и Фрязево. Это бывшии места поселения приглашенных специалистов.
Собственно, название "фрязин" происходит от старинного русского слова фряг, что значит «итальянец». Но были эти люди точно ли итальянцы или других национальностей и лишь знали итальянский манер строительства - об этом история умалчивает.
Новые строители постарались воспроизвести старорусский тип украшения зданий и соединили традицию с итальянскими приемами. Так был создан особый смешанный новый кремлевский стиль.
Из итальянской фортификации перекочевали в Кремль знаменитые "ласточкины хвосты" М-образных зубцов стены. Снизу зубцы кажутся небольшими, но за ними вполне укрываются рослые воины - их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели.
Москва поздним вечером необычайно тиха и пустынна в каких-то своих частях. В центре Краснодара вечером где-нибудь на Красной обнаружить отсутствие людей невозможно. Столики с любителями вина и кофе вдоль по улице и за ними расслабленные южане; последние, задержавшиеся в центре деловые люди; припозднившиеся покупатели центральных магазинов; любители вечерних прогулок - все в эти часы на улице.
А тут - тишь... И это в Москве, которая никогда не спит!
Но ближе к Красной площади уже появляются прохожие, они, в основном, идут на Никольскую, в кафе или спешат в метро. А я шагаю по Москве и касаюсь древних стен Кремля. Вот так - тронешь рукой, и как в машину времени! Интересно все это!