Классический мем – «картина Репина «Не ждали». Как передвижник, Репин не может обойти вниманием тему революционного движения. На идею полотна его наталкивает убийство императора Александра Второго в 1881-м году и публичная казнь заговорщиков.
«Не ждали» у Репина человека, который внезапно вернулся домой из ссылки, - как сказали бы сегодня, политзека. Навстречу ему встаёт мать, не веря своим глазам. Дети, выросшие без отца, не узнают его. Картина станет самой известной из так называемой "народовольческой серии" Репина, посвященной диссидентам и борцам с режимом.
За четыре года работы над картиной Репин колеблется вместе с «линией партии». По мере изменения общественного мнения о народовольцах он переписывает центрального персонажа. В итоге его каторжник меняется до неузнаваемости, теряя героические черты.
Татьяна Юденкова доктор искусствоведения,
Государственная Третьяковская Галерея:
Первый вариант 1884-го года: ссыльный входил уверенно в дом. И он чувствовал себя героем. А в картине 1888-го года это уже человек, который нерешительно входит в дом, и в его позиции, в его выражении лица есть некая уязвимость.
Последний раз лицо ссыльного Репин переписывает, когда картина уже висит на стене Третьяковской галереи. Попав в зал своих работ, художник не может остановиться: заодно он немного подправляет голову Ивана Грозного и прибавляет пыли над крестным ходом в Курской губернии.
С годами Репин разочаровывается и в революционных идеях, и в Товариществе передвижников. Он покидает ряды этой «могучей кучки», недовольный тем, что арт-сообщество, когда-то передовое, с годами начинает коснеть и не принимает молодых художников. Правда, впоследствии Репин еще не раз вернется в Товарищество передвижников и не раз снова выйдет из него.
Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века":
https://www.labirint.ru/books/740206/