Будучи ребенком, я очень любил фильмы-ужастики вроде Улицы вязов, Восставших из ада и, конечно же, различные вариации Живых мертвецов. В возрасте 8-9 лет тебе все еще в новинку и ужасы по-настоящему пугают. Но с каждым новом фильмом подобные ощущения становились все слабее и слабее. В результате и чудовища, и зомби воспринимались скорее, как фантастика, нежели как опасность.
Но все поменялось, когда в девятилетнем возрасте я познакомился с Resident evil. До этого я в основном играл в простенькие игры с денди и сеги, а также в достаточно «детские игры» для PS1 вроде Креша бандикута. А тут уже с первых кадров вступительного ролика тебе показывают убийства, кровь и страх главных героев. Да и ролики не на пиксельным движке игры, а с настоящими (хоть и достаточно паршивенькими) актерами тогда прямо-таки завораживали.
Сразу после ролика вы попадаете в холл гигантского особняка, локация поражает своим масштабом и проработанностью. «Вау, ну и особняк» - подмечает Вескер, подтверждая мои ощущения
В игре доступно два играбельных персонажа, за которых достаточно сильно меняется геймплей и часть сюжета. Крис – здоровенный мужик, который более силен, имеет больше жизней, но маленький инвентарь в шесть слотов, да и в целом играть за него — это высокий уровень сложности. А вот хрупкая девочка Джил - более хилая, но может таскать аж восемь предметов и ей постоянно помогают напарники – это своего рода средняя сложность игры И так как я в раннем возрасте не особо засматривался на нарисованных девочек - то выбрал брутального мужика, о чем быстро пожалел. Крис начинает только с ножа, что делать непонятно, помощи ждать не от кого, поэтому первое продвижение по игре было невероятно сложным и только через пару дней мои более старшие и прошареные друзья посоветовали мне поиграть за Джил. И даже несмотря на то, что начинать с начала было очень обидно – после замены персонажа прогресс пошел раза в два быстрее.
Самое главное, что играть было не только очень интересно, но и страшно, сейчас может показаться странно бояться такую графику и в целом устаревшую проработку окружения, но в конце 90-x игра воспринималась почти кинематографично. Я как сейчас помню и заставку с первым зомби, и собак, выпрыгивающих из окна, и безумные дневники, в которых люди постепенно сходили с ума от поразившего их вируса. Атмосфера игры, в не последнюю очередь из-за замечательной музыки, даже сейчас воспринимается очень хорошо. О чем свидетельствует ремейк первой части, где доработали графику и чутка расширили игру, но локации и музыка остались теми же самыми, и они все еще захватывают тебя полностью. Тебе хочется изучать их, забежать в комнату, убить очередного зомби, найти пачку патронов и ленту, сбегать сохраниться, по пути пугаясь каждого шороха и пойти на новую вылазку в самые дальние комнаты.
А ведь особняк — это меньше чем половина игры. Какое было удивления что, казалось бы, ты изучил все что можно, сюжет кажется уже продвигается к какой-то развязке, а в итоге тебя сначала выпускают в сад, потом во второй дом, пусть более маленький, катакомбы и, конечно же, подземную лабораторию. Все локации были по-своему красивы и с различными особенностями.
Да и к боссу в конце каждой из них приходилось подготавливаться: стоишь около сундука с припасами и думаешь, хватит ли тебе патронов, стоит ли взять сразу два оружия или побольше аптечек. Сейчас механика настолько сильно ограниченного инвентаря хоть и воспринимается как рудимент старых хоррор игр, но в те годы это скорее заставляло думать и планировать, что и куда ты возьмешь и скольком места тебе понадобится, чтобы взять всю награду. В итоге все равно просчитывался и умирал из-за того, что не взял аптечки или бегал по нескольку раз из-за того, что забил ими весь инвентарь.
Помимо не особо ураганного экшена и изучения локаций в игре были загадки, и даже несмотря на то, что они значительно сложнее, чем в новых частях серии, даже для ребенка они не вызывали особых проблем, но довольно неплохо разнообразили геймплей и позволяли перевести дух после напряженных моментов. Особняком стоит выделить приготовления химиката для убийства босса-цветка во второй локации, на нее тогда у меня ушло много часов, и после успеха я чувствовал себя чуть ли не химиком.
Ну и осталось поговорить о сюжете, он весьма простенький, в духе дешевых зомби-фильмов, и сейчас воспринимается скорее комично, но в юном возрасте ты верил в персонажей, не видел ничего странного в диалогах и удивлялся сюжетным развязкам. А когда ближе к концу игры появлялся тиран, ох какое это было появление! И мерзкая катсцена, и убийство одного из главных персонажей, и кинематографичная постановка драки на вертолетной площадке под тикающий таймер самоуничтожения… Ни один фильм и ни одна игра в те годы не давала мне даже половины от этих впечатлений. И после окончания игры хотелось делиться радостью с окружающими, а также поскорее получить побольше таких же эмоций, но, к сожалению, вторая часть Резидента попадет ко мне в руки лишь через пару лет.
Сейчас игра достаточно сильно устарела как в визуальном, так и в геймплейном плане, но это не мешает мне в качестве ностальгии перепроходить ее раз в пару лет. А для тех, кто хочет ознакомиться с ней без подобных чувств, есть довольно неплохой ремейк Resident Evil HD Remaster 2015 года, доступный на всех основных платформах. Там чуть более современные игровые механики и симпатичная графика, да и сюжет с лором немного расширили. Крайне советую ознакомиться, если пропустили.
Даже написание этой статьи вызвало у меня много теплых чувств и ностальгических воспоминаний. Делитесь мнением об этой замечательной игре в комментариях, буду рад, если найдутся люди, также ценящие и любящие подобные игры.