По материалам Б.М. Розенфельда
Доброго вечера вам, дорогие друзья! На Парк опустились густые южные сумерки, воздух наполнился особой осенней атмосферой...
“Унылая пора, очей очарование!” - писал А.С. Пушкин. Безусловно, осень - одно из самых красивых и атмосферных времен года в Национальном парке “Кисловодский”, когда все вокруг наполняет творческая энергия.
Вернисаж на Лермонтовской площадке, уютный таинственный свет из окон галереи, тени вековых елей, листья золотых кленов и лип, старожилы города, играющие в нарды, звук флейты случайного музыканта в глубине Парка, все это, окутанное ароматами кофе и глинтвейна, наполняет Парк уникальной, неповторимой атмосферой.
Поэтому сегодня, как и сотню лет назад, деятели культуры и искусств приезжают к нам за вдохновением. О представителях творческой интеллигенции, которые в разное время находили у нас свой “приют прекрасных вдохновений” и будет наша сегодняшняя история!
В Кисловодске находится великолепный ансамбль Государственной Филармонии на Кавказских Минеральных Водах. Сегодня это одно из главных культурных пространств региона. Сюда приезжают известные музыканты, деятели театра, дают концерты и театральные выступления.
История же Государственной Филармонии началась 15 июля 1896 года, в этот день нарядная уважаемая публика под бравурную музыку оркестра стала свидетелем того, как разрезали шелковую алую ленту, опоясывающую здание курзала (так в те времена именовали Филармонию).
Выстроен был курзал акционерным обществом владикавказской железной дороги по инициативе отставного генерала Ильи Ивановича Сафонова и его сына – знаменитого русского дирижера, директора московской консерватории по проекту Евгения Ивановича Дескубеса.
Курзал был великолепен. Вот так лаконично, но ёмко можно было отозваться об этой новой точке на культурной карте нашего курортного городка. Построенный в модном тогда стиле французского неоренессанса, наряден был не только снаружи, но и внутри. Скульптурные портреты композиторов, хрустальные люстры и бархат – действительно роскошное место, по уровню не уступавшее по тем временам лучшим залам Европы. Если вы окажетесь в Кисловодске и у вас будет возможность, обязательно посетите его…
Возможно, именно здание курзала было первым, что встретило прибывшего в Кисловодск в 1896 году Антона Павловича Чехова. Признаться честно, Чехов слышал о Кисловодске из писем и рассказов друзей и успел сложить о городе не самое приятное впечатление. Так он писал: «В Кисловодске, да и вообще на курортах, я не был. Приезжие говорят что эти милые места – дрянь ужасная». А о своем брате, отдыхавшем здесь он писал: «он обратился в Кисловодского Манилова»…
Действительно, на курортах во все времена каждый находил, что искал, но по мере личного пребывания здесь, Чехов кардинально изменил свое мнение…за шутливыми заметками о курортной жизни в письмах близким людям и дневнике, между строк читается, как глубоко Антон Павлович был впечатлен природой и атмосферой Кавказа, получил колоссальный заряд вдохновения, уже отсюда он писал: «мозг мой машет крыльями, а куда лететь – не знаю».
Конечно же в Кисловодске все дышит гением Лермонтова, Чехов почитал его как писателя, а прозу и вовсе считал эталонной. Известно, что в летней читальне Нижнего парка он перечитывал «Героя нашего времени», а также в союзе с Чайковским едва не родилась на свет опера «Бэла» (Чехов должен был написать к ней либретто), жаль что этот замысел так и не был реализован, а какой это был бы союз трех гениев Лермонтова, Чехова и Чайковского… Некоторые исследователи творчества Антона Павловича считают, что замысел рассказа «Дама с собачкой» родился именно в Кисловодске, во время его пребывания здесь в дневнике появилась заметка: «Дама с мопсом».
Как нам с вами уже наверняка стало понятно, это культовое место, так или иначе, переплело судьбы и истории великих людей своего времени. 27 августа 1917 года здесь дал концерт великолепный Федор Иванович Шаляпин. Он бывал в Кисловодске много раз, начиная с 1899 года, а в 1917 на два месяца расположился с семьей на даче, где ныне располагается музей «Дача Шаляпина». Пережидая здесь последствия Февральской революции, он думал о переезде в Кисловодск навсегда…Федор Иванович, как известно был эффектным мужчиной 196 см. в росте, хорош собой и обладал неимоверным голосом и музыкальным талантом, во время его пребывания в Кисловодске дамы повсеместно теряли голову и этот культ обожания певца на курорте прозвали «Шаляпинизмом». В те времена, когда Шаляпин бывал здесь, по словам современников «город замирал от голоса, ниспосланного Богом».
На пороге событий, потрясших Россию и весь мир, Кисловодск пока еще был тихим райским уголком. Писательница Мариэтта Шагинян писала о своем пребывании в Кисловодске летом 1917 года так: «После концерта мы пошли бродить по городу. Кисловодская ночь была полна особых запахов – и роз, и южной земли, и дорогих духов, и сигар, и тополей…
Друзья, при возможности, обязательно посетите филармонию, почувствуйте особую атмосферу этого места – перекрестка судеб и времен…
Кавказ, и в частности Кисловодск, всегда отличался каким-то мистическим магнитизмом для творческого человека, каждый из писателей, композиторов, либо художников, что бывали здесь, получали неимоверное вдохновение.
В предыдущей истории мы поведали вам о таинственной магии Нарзана, возможно ею можно объяснить такой прилив жизненных сил и созидательной энергии, которая наполняет каждого, кто здесь окажется.
Одним из первых, кто попал под власть этой волшебной воды был М.Ю. Лермонтов, сделав Кавказ своей поэтической родиной. Впервые он побывал здесь еще ребенком, сюда его на лечение привозила бабушка, а в 1837 году он был отправлен сюда в ссылку за стихотворение «Смерть поэта». На Кавказских Минеральных Водах были написаны его, без преувеличения, самые великие произведения, а также роман «Герой нашего времени», а здание Кисловодской ресторации фигурирует в этом произведении, как скалы «синие камни» и дом А.Ф. Реброва. Знаменитый своим не простым характером поэт, бывало уходил в одиночестве в горы, часами рисовал и писал, возможно чувствуя нечто общее со сложным и многогранным характером самого Кавказа. Здесь Лермонтов и встретил свою судьбу, погиб на дуэли с Николаем Соломоновичем Мартыновым в окрестностях Пятигорска близ горы Машук.
Еще одним великим автором, испытавшим на себе синдром Кавказа, был Александр Сергеевич Пушкин. В своих письмах к брату Льву он поэтично называл Кавказ «знойной границей Азии», отмечал самобытность нашего региона. Пушкин стал первооткрывателем Кавказской темы в русской литературе, с появлением «Кавказского пленника» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу, приобретая значение традиции. Александр Сергеевич сделал его культурный образ достоянием России, Европы и мира.
Николай Александрович Ярошенко, знаменитый художник-передвижник приехал на воды в свадебное путешествие. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал здесь, вызывали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора» (Эльбрус) многие посчитали изображенную там панораму кавказского хребта фантазией автора. В 1884 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости: Сергей Рахманинов, Дмитрий Менделеев, Репин, Нестеров. Куинджи и др. На «Белой вилле» художник жил и работал до самой смерти. Сегодня там располагается музей, территория которого, вплотную прилегает к Парку. Конечно же вы можете его посетить.
Известный краевед Борис Матвеевич Розенфельд в своих книгах окрестил Кисловодск «приютом прекрасных вдохновений», согласитесь, это очень справедливо. Такова магия этого места.