Небольшое отступление от темы.
Как вспоминают ветераны КАМАЗа, объём закупок импортного оборудования для КАМАЗа в 1970-х годах составил в сумме около 1 миллиарда рублей при курсе доллара США 62-70 центов за рубль. Зарубежные компании выстраивались в очередь, чтобы заключить контракт и стать поставщиком оборудования на КАМАЗ. В оснащении камского завода приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации СВИНДЕЛ-ДРЕССЛЕР, ХОЛКРОФТ, СИКАСТ, ИНГЕРСОЛЛ РЭНД из Америки, БОШ, ХЮЛЛЕР, ЛИБХЕР из Германии, итальянские МОРАНДО, ЭКСЦЕЛЛА, ФАТА, шведский САНДВИК, японские КОМАЦУ и ХИТАЧИ. Была среди этих компаний и французская фирма РЕНО.
Первоначально с этой фирмой было заключено принципиальное соглашение, предусматривающее поставки оборудования на сумму 1,2 миллиарда франков. А в октябре 1971 года в Париже был подписан договор с французской фирмой РЕНО на окончательную доработку проекта и технологии производства дизельных двигателей для КАМАЗа.
Французские инженеры-проектировщики уже имели к тому времени большой опыт технического и промышленного сотрудничества с предприятиями Советского Союза. Так, они принимали участие в расширении заводов малолитражных автомобилей в Москве и Ижевске.
Сотрудничая с КАМАЗом, специалисты РЕНО, отрабатывая технологическую часть завода двигателей, приняли на себя координацию работ по поставкам оборудования и других западных фирм. Одновременно фирма РЕНО участвовала в размещении зарубежных заказов на оборудование для всего комплекса заводов КАМАЗ.
Внизу статья из газеты «Известия» от 7 марта 1974 года.
В сентябре 1974 года Марк Уен - представитель фирмы РЕНО сказал: «Участие в создании Камского автозавода – это серьёзный экзамен для французских специалистов. И мы убеждены, что этот экзамен будет сдан».
Однако всё вышло совсем по-другому. Мантуров Михаил Яковлевич - с января 1971 года работавший заместителем начальника цеха прессово-рамного завода, вспоминает:
«Французская фирма РЕНО, сама не производящая прессовое оборудование, предлагала нам линии, составленные из прессов различных фирм Франции и Германии. Причем, все линии простые, не автоматические. Мы им прямо сказали, что их предложения нам не нравятся. С Францией тогда были очень тесные отношения, и они, пользуясь этим, вели себя на переговорах довольно агрессивно. В конце концов заявили, что будут на нас жаловаться А.Н.Косыгину, Председателю Совета Министров СССР. И пожаловались. Подходит ко мне В.Н. Соколов (директор ПРЗ) и говорит, что нужно готовить пояснительную записку для Косыгина А.Н. - почему нам не подходит предлагаемое фирмой РЕНО оборудование. Я написал очень подробное обоснование. Больше мы с французами не встречались».
Внизу линия обработки корпуса цех алюминиевых деталей на заводе двигателей. 1976 год.
А теперь непосредственно к теме раздела.
Осенью 1976 года КАМАЗ посетил президент фирмы РЕНО Б. Вернье –Палез (так было написано на негативах, с которых были оцифрованы фотографии). Организацией встречи занимались сотрудники управления внешних связей КАМАЗа под руководством Познякова Сергея Николаевича.
Встреча почётных гостей на ремонтно-инструментальном заводе.
Экскурсия по ремонтно-инструментальному заводу.
Французская делегация знакомится с продукцией РИЗа.
Внизу - праздничный обед в честь высокого гостя.
Внизу фотография на память.