Найти в Дзене
Бегущие под Небом

Трасса Байкал. Описание дороги от Читы до Иркутска 2022г.

Оглавление

В 2022 году мы проехали маршрутом от Владивостока до Санкт-Петербурга. Геоэкспедицию от Тихого океана до Атлантического назвали "От Петра до Петра". Описание всей дороги от Владивостока до Санкт-Петербурга мы поделили на трассы. Большинство главных трасс России называются по водным объектам, в районе которых трассы и проложены. Наш маршрут "От Петра до Петра" проходил через трассы Уссури, Амур, Байкал, Енисей, Сибирь, Иртыш, Урал, Волга, Нева.

Трасса Байкал - это дорога от Читы через Улан-Удэ до Иркутска. Нумерация километров идет в обратную сторону. Протяженность - чуть более одной тысячи километров.

История.

Еще до революции дорога, как дублер Транссиба от Москвы до Байкала, уже существовала. От Байкала, дальше на восток существовали лишь отдельные участки. Между ними проехать можно было только зимой. Соединять эти участки начали с 70-х годов прошлого века. Одним из самых важных мест в строительстве дороги считается - перевал у городка Хилок. Здесь в 1979 году встретились бригады идущие навстречу друг другу из Читы и Улан-Удэ. Считается, что дорогу закончили создавать к 1982 году.

Современное состояние. Лето 2022 года.

Дорога существует. Асфальт действительно лежит на всем протяжении, не считая участков дорог, где прямо сейчас ее реконструируют. Такие участки снятого асфальта, или насыпанного грейдера могут длиться до 5-10 километров. Дорога двухполосная с третьей полосой при подъеме в гору.
Все те же ямы, как и на трассе Амур. Только ям здесь поменьше, а волны не такие страшные. Поскольку дорогу построили на тридцать лет раньше, чем трассу Амур, то родовые болячки дороги уже залечены. Те самые волны встречаются здесь гораздо реже. Если учесть, что поток машин от Читы до Улан-Удэ такой же небольшой, как и на трассе Амур, а асфальт содержит в себе меньше препятствий, то эту дорогу можно назвать самым спокойным участком маршрута от Владивостока до Петербурга. Машин мало, а дорога в основном хорошая. Чем ближе от Читы к Иркутску, тем меньше ям встречается. Но самый сложный участок трассы Байкал - это последние две сотни километров от самого Байкала-озера до Иркутска. Здесь трасса начинает сильнее обычного петлять, резко подниматься в горы и резко с них же спускаться. А если учесть большой поток туристов возле Иркутска, то этот последний участок становится еще и одним из самых оживленных и аварийно-опасных за всю дорогу от Владивостока до Петербурга.

От Иркутска в сторону Москвы на трассе становится тесно, и трасса Сибирь совершенно не справляется с трафиком. Но об этой читайте в нашей статье о трассе Сибирь.

Мосты. Проблема мостов - такая же как с ямами и волнами. Ну не умеют у нас мосты соединять с дорогой. И дорога может быть хорошей, и мост может быть хорошим, а там, где они соединяются, часто происходит удар в подвеску. В 50% случаев перед мостами будет яма.

На дороге все такое же огромное количество насекомых. Запаситесь омывателем. Хорошим, проверенным омывателем. Насекомые абы какой жидкостью не отдираются.
На дороге все такое же огромное количество насекомых. Запаситесь омывателем. Хорошим, проверенным омывателем. Насекомые абы какой жидкостью не отдираются.

Топонимы.
Названия некоторых поселков заставляют призадуматься, а иногда и улыбнуться. Например размышление о названиях Хохотуй, Мухоршибирь, или Тарбагатай могут приводить к разным результатам. Например городок с ласковым названием "Бабушкин" - был переименован в честь революционера, которого там и расстреляли. По дороге вам встретятся поселок Бар, Брянск, Улёты, Хохотуй и Новая Кука )

Хохотуй и другие )
Хохотуй и другие )

Инфраструктура

Заправки есть. Самое большое расстояние между заправками мы насчитали в 70 километров. Всего 70 километров. Но и из-за таких расстояний на заправках постоянно возникают очереди в 10-15 машин. Бензин дороже рубля на два - три. Как повезет. Туалетов в нормальном понимании этого слова на заправках нет. Встречаются будки с дыркой в полу.

Сервисные службы тоже существуют. Шиномонтаж и легкий ремонт подвески делают около поселков. Как правило сервисы находятся на перекрестках трассы с отворотками к поселкам.

Связь тоже есть, почти везде. Пропадает лишь в низинах гор. С интернетом сложнее. Но и он присутствует. Нужно отлавливать. Но в целом на каждые 20 километров всегда будут участки, где интернет хорошо работает.
Иногда встречаются неплохие парковки для автомобилей и фур.

Кафе. Проезжая всю Россию с востока на запад, можно подумать, что наше национальное блюдо - это шаурма, она же шаверма. Судя по обилию вывесок именно это блюдо лидирует во всем Дальнем Востоке и Сибири. Но вокруг Байкала, и на трассе Байкал появляется исключение. Это Буузы. Они же Позы.

Жаркие Позы - главная еда кафе Бурятии, Забайкалья и Иркутской области. А еще супы Бухлер и Шулэн. Шулэн бывает с пельмешками и обычный )

Жаркие Позы или Мегабуузы. Что вы предпочитаете?
Жаркие Позы или Мегабуузы. Что вы предпочитаете?

В некоторых кафе, извините, Позных, на столах бесплатно лежат сухарики, и иногда прилагается бесплатный чай. С гигиеной и подачей здесь как правило не очень, но люди простые и добродушные.

Детские площадки. Поскольку мы путешествуем с двухгодовалым ребенком, нам очень важны детские площадки. С ними на трассе очень тяжело. Хочется сказать, что их попросту нет. Конечно площадки есть в столичных городах, но у поселков вдоль дороги площадки представляют собой печальное зрелище. Даже если где-то площадки были построены через госзакупки, то содержанием их местная администрация не занимается вовсе.

Достопримечательности у дороги.

Помимо собственно городов, которые либо напрямую соединяет, либо касается трасса: Чита, Петровск-Забайкальский, Улан-Удэ, Байкальск, Иркутск - сама по себе трасса - это красота природы. Красота гор, рек, чистого безоблачного неба. Мы предполагаем, что самое лучшее время года для путешествия по этой дороги - весна. В отличии от трассы Амур, здесь большое количество степей, а в степь лучше всего приезжать весной.

Вид с места, где в 1979 году дорогу между Читой и Улан-Удэ закончили асфальтировать.
Вид с места, где в 1979 году дорогу между Читой и Улан-Удэ закончили асфальтировать.

Достопримечательности у дороги перечисляем от Читы, в сторону Иркутска. Удивительно, но при столь красивой дороге, достопримечательностей как таковых совсем не много. Не добралась еще сюда нога туриста. Что мы выделим:

Про Читу читайте отдельно.

После поселка Тарбагатай вам повстречается неописуемые виды с горы Спящий лев. Если вы едете в сторону Улан-Удэ, то у вас будет лишь одна проблема, под конец трасс вы будете хотеть спать, и забираться на гору будет просто лень. Но мы уверены, что там очень красиво.

Подъезд к Улан-Удэ.
Подъезд к Улан-Удэ.

Про Улан-Удэ и самую лучшую детскую площадку России читайте отдельно.
Чуть в стороне от трассы находится главная святыня российских буддистов -
Иволгинский Дацан с нетленным телом Пандито-Хамбо Ламы.

Потратьте на Дацан один день жизни. И возможно ваша жизнь сильно поменяется.
Потратьте на Дацан один день жизни. И возможно ваша жизнь сильно поменяется.

В Ильинке, что на берегу Селенги, обязательно заезжайте на горячие источники. Бассейн с горячей водой за 350 рублей с человека. Лучше всего где-нибудь здесь и остаться ночевать, поскольку бассейн хорошо расслабляет, и ехать никуда не захочется. После бассейна мы смогли дотянуть до Байкала и встать там на пару ночей с палаткой.

Горячий бассейн в Ильинке.
Горячий бассейн в Ильинке.

Про сам Байкал рассказывать в одной статье дело не благодарное. Поэтому про него отдельно.

На часик можно заехать в деревню под названием Посольский Сор. Виды на озеро и монастырь не оставят вас равнодушными. Если вы на внедорожнике, или любите гулять пешком, можно сбегать 10 километров по косе к поклонному кресту. Об этом мы напишем отдельно.

Посольский сор.
Посольский сор.

Если озаботиться заранее, то возможно вам повезет попасть на орнитологическую станцию Речка Мишиха. Для туристов там построены домики и проводятся экскурсии. Нам не повезло. Заранее записаться не получилось, телефон для бронирования домиков не отвечал, а на месте нас встретили закрытые ворота и отсутствие кого-либо.


Горбатый мост через реку Выдриная находится в 10 метрах от самого Байкала. С трассы ехать тоже всего две минуты. Заезжайте сюда для перерыва.

Мост теперь пешеходный.
Мост теперь пешеходный.

Оказалось, что город Байкальск это не только Байкальский ЦБК, но и клубника. Вы будете удивлены, но Байкальск называют Клубничный городом, и городок считается столицей сибирской клубники.
Говорят, что здесь - единственное место в Сибири, где клубника растет без серьезных дополнительных вложений.

В итоге в городе установлены странные малые архитектурные формы, а клубнику продают по 500 рублей за литр, или 1700-2000 за пятилитровое ведерко. Клубнику продают прямо у дороги или же на рынке в городе. Удивительно, но на рынке в городе получалось дороже. Цены для европейской части России покажутся очень высокими. 2000р за пятилитровое ведерко. В Байкальске совсем негде поесть. Либо дорого (кафе с намеком на Петербург), либо булочки и пицца. Единственное, что мы смогли найти - это министоловую на рынке, где на двоих можно было пообедать на 500 рублей.

Про Хамар-Дабан, Слюдянку, и Мраморный карьер, КБЖД и Култук здесь мы писать не станем. Но безусловно это те места Байкала, где должен побывать хоть раз в жизни каждый россиянин.

Про сам Иркутск читайте отдельно.

Маршрут по всей трассе Байкал с посещениями трех столичных городов, а так же стоянки на Байкале был преодолен нами за семь дней. Перегонщики преодолевают маршрут за два дня: Чита - Улан-Удэ, Улан-Удэ - Иркутск. Но если вы едете ради удовольствия и познания самой глубинки России, то не торопитесь. Заглядывайте в каждый уголок трассы. Ведь никто не знает, окажемся ли мы здесь еще когда-нибудь.

Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре.

Содержание в главах:

Описание трасс:

Трасса "Амур". Описание дороги от Хабаровска до Читы.

Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска

Трасса Сибирь. Описание дороги от Иркутска до Новосибирска.

Трасса Енисей. Описание дороги от Красноярска до Абакана.

Трасса Иртыш. Описание дороги от Новосибирска до Омска.

Дополнительные материалы:

Подготовка к путешествию через всю страну. От Петра до Петра.

Какой автомобиль мы выбрали для такой поездки?

Перелет от Петербурга до Владивостока с двухлетним ребенком.

Аэропорт Кневичи - вокзал Владивостока на аэроэкспрессе. Первый день в городе.

Заброшенное радиопрозрачное укрытие или просто Шарик. Сопка Монастырская. Владивосток.

Зея. Город в Амурской области. Река. ГЭС. Дороги. Тыгда.

Албазин. Забытая крепость. Заброшенная дорога к забытой крепости.

Ерофей Павлович вне конкуренции. Самая дорогая гостиница от Владивостока до Петербурга.

Как Островок украл у нас деньги. Как подбирать гостиницы с марта 2022г.

Публикации постоянно обновляются и добавляются.

Байкал на трассе Байкал.
Байкал на трассе Байкал.