Всем добра! В сегодняшней статье я попытаюсь пролить свет на еще одну попытку дать жизнь ламповому Прибою. На самом деле энтузиазм и тяга разработчиков данного усилителя дать ему шанс на существование достойна отдельных похвал. Наверное ни один проект на заводах того времени не переживал столько всего. Надо отдать должное тому, что на заводе в то время работали идейные люди. Не за деньги и не ради выслуги перед начальством разрабатывали и пытались дать жизнь многим проектам. Не развались Союз, думаю в итоге мы бы получили много интересных и вполне конкурентоспособных с зарубежной техникой аппаратов.
Так вот. Для простого обывателя усилитель Прибой так и остался темой недоработанного в некоторых смыслах аппарата. Некоторые слышали за его "плохие" лампы. Кто-то приходит к выводу, что была плохо продумана вентиляция. Третьи вообще склоняются исключительно к его доработке и замене 30-50% элементной базы. Мое мнение тут таково: если Вам не нравится его звучание - значит это не Ваш усилитель.
Ну таки начнем) Дело было примерно в 86-87 году того века. Усилители, как поведал мне недавно один из его сборщиков, отправились на выставку ВДНХ в Москву (в прошлой статье про Прибой 100УМ я писал, что предположительно на показ высшему руководству. Тут я все передавал со слов жителей города, которые рассказывали истории про неудачу первых усилителей). Так же ранее я упоминал про надпись на первых 100-ваттных Прибоях по середине передней панели: "Электровакуумные приборы. Высокая верность воспроизведения". Мое мнение - это было своеобразной рекламой того времени. Фраза бросалась в глаза. Потому, как с виду это был просто алюминиевый короб с двумя регуляторами. Повторюсь, ламповая аудиотехника в те года все таки переживала период забвения. В Москве они показали себя недостаточно хорошо на высоких нагрузках. Как поведал мне тот же сборщик: "Погорели и их отправили обратно. В том числе люди, которые приобрели данный усилитель начали писать негативные отзывы в его адрес". Но надо было что-то решать, продолжать или ставить проект на полку. Как мы знаем, на полку он все таки не попал. И тут два варианта продолжения:
1. Заводу нужно было как-то реализовать задел комплектующих (паспорта, коробки, корпуса, панели, итд). Т.е. поставить задачу перед разработчиками так, чтобы усилитель все таки вышел в серию.
2. Это энтузиазм и рвение причастных к его воплощению в жизнь работников.
Тут я не знаю на какую сторону склонятся. В самом начале я написал про разработчиков. Я отдаю голос все таки этой версии. А вы можете написать в комментариях.
Далее я опишу, что же было сделано. Начнем с того, что в первых 100-ваттных усилителях анодное напряжение выходных ламп по схеме было 520 или 540 Вольт (сейчас точно не могу утверждать, жду копии схем). По факту же его задрали до 600. Эти замеры подтверждали первые энтузиасты. Тут думаю нужно обратиться к техническим характеристиками лампы 6Р3С. 600 Вольт является максимальным для нее. Т.е. в погоне за мощностью ее использовали "на всю". Лампа имеет две анода. Мощность каждого 20 Ватт. (тут спасибо, что поправили меня). Путем простой арифметики можно посчитать, что выходная мощность одного канала при использовании двух ламп получается 80 Ватт. Я так понимаю 100 Ватт - это все таки больше был маркетинговых ход. Да, мой знакомый, сборщик этих усилителей на заводе, что-то говорил за вторую сетку и, что необходимую мощность на первых 100-ваттниках добрали с нее (тут мне нужно с ним связаться и уточнить). Замеры я не проводил на своем усилителе, но обязательно это сделаю. И тут вспоминается еще одна причина нестабильной работы усилителей - это напряжение сети. Да, кто постарше помнят стабилизаторы напряжения. Мой дед тоже всегда его использовал с ламповым телевизором. Я был мал и мне тогда было не понятно, почему я должен включить вначале его, а потом уже телек) Т.е. те же 260 Вольт вместо 220 пагубно влияли на использование ламповой техники. В общем решение было простое - понизить анодное напряжение до 500 Вольт (по схеме 480). Тем самым снизив мощность и нагрузку на лампы. И в свет вышел уже 75УМ-104С
Да, по сети гуляет информация, что в некоторые усилители внедряли кулеры (вентиляторы) на тот момент производимые. Т.е., как в старых осциллографах с железными лопастями. Не берусь утверждать, были это попытки как-то "охладить" лампу самоделкой или все таки каким-то заводским решением. Но вы представляете, если бы такое все таки пошло в серию, какое было бы звучание Прибоя даже без подключения АС. Мало того, что он и так работал "не тихо".
В конструктивных особенностях усилителя не изменилось практически ничего. То есть 90% осталось таким же. А внешний вид не изменился вообще. За исключением надписей на панелях. Ну и разве что поставили предохранители на выходные платы (на моем усилители они судя по всему еще колхозные, либо экспериментальные). Чтобы при форс-мажоре сгорели в первую очередь они. А сами 6Р3С встали уже парой вертикально рядом с задней стенкой аппарата.
Увы, вторая попытка тоже не увенчалась успехом. Проблемы "горения" усилителей так и не были решены.
Что касается моего усилителя, его не обошла участь горелых резисторов. Несколько лет назад я увидел объявление на одной из площадок по его продаже. В описании было написано, что усилитель рабочий. Хоть мне это было не особо важно, больше меня интересовала его сохранность. К тому же данный экземпляр довольно таки редок. К слову за последние пару лет мне не попадался ни разу. Что говорит о его малом тираже. Так вот, приехав на осмотр я увидел его отдельно стоящим на полу. На вопрос: "А как Вы его проверяли?" Мне ответили: " Включили в розетку и нажали кнопку. Лампочка светится, значит рабочий". Ладно, думаю я. Не за этим приехал. Тем более на телефон продавцу уже рьяно названивали) Естественно спросил про то, откуда он у них. Сказали, что стоял в каком-то детском саду или станции юных техников. Видимо проводили детские утренники) По приезду домой я сразу его первым делом вскрыл. На фото видно какой "рабочий" усилитель мне продали)) Да, к аппарату я так и не нашел заводской паспорт. Зато отыскал схему и инструкцию по ремонту. Последнюю завод видимо выпускал для сервисных центров по обслуживанию аппаратов.
И еще я хотел бы сделать отсылку к некоторому недопониманию. Существует 75УМ-104С в "низком" корпусе и в высоком. Некоторые называются 75УМ-204С. Так вот опытный образец, так сказать второй переход Прибоя - это именно 75УМ-104С в "низком" корпусе. Все усилители в "высоком" корпусе имеющие на борту надпись 75УМ - это ничто иное, как клон 50УМ. Просто была игра ГОСТов в начале 90х. В следующей статье про "ламповый Прибой" мы уже поговорим про него. Ибо, как вы понимаете, он все же вышел в крупную серию. Там будут интересные факты от заводчан, поговорим о В.А. Стародубцеве (отце усилителя) и мое мнение про его звучание.
В общем, до новых встреч! На связи был Алексей. Таганрог. Пока)