Тьма. Грубость. Красота. Именно так Скотт Йэн, гитарист легенд трэша Anthrax, описывает музыку Alice in Chains, еще одних легенд, но не метала, а гранжа.
Чтобы подобающим образом отметить 30-летие со дня выпуска их эпохального второго лонгплея Dirt, редакция Metal Hammer обратилась к дюжине музыкантов с просьбой выбрать самый любимый трек в дискографии коллектива из Сиэтла.
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации блога!
Керри Кинг (Slayer) — THEM BONES
Экзистенциальная мрачность и фирменный черный юмор в открывающей пластинку Dirt песне
Керри: «Them Bones отличная композиция: лаконичная, тяжелая, а эти вокальные партии звучат так навязчиво. Эти парни были недосягаемы на своих первых двух записях, они действительно звучали как великая группа, а Лейн был просто настоящей суперзвездой. Они играли в [пакетном туре по США в 1990 году] Clash Of The Titans, и на первых двух выступлениях коллектива мы все за кулисами недоумевали: «Кто это с таким невероятным голосом?» Это было потрясающе».
Закк Уайлд (Black Label Society) — DOWN IN A HOLE
Любовное послание Джерри Кантрелла своей девушке, ставшее величайшей балладой в стиле гранж
Закк: «Как-то раз, когда мы были в совместном туре с Alice In Chains, Джерри Кантрелл и Лэйн Стейли заглянули в мою гримерку, чтобы поджемовать и пообщаться. Я попросил их проиграть весь альбом Dirt, и когда они дошли до Down In A Hole, я был просто в шоке — она так эпична! Мелодия просто потрясающая».
Макс Кавалера (Soulfly) — WOULD?
Преисполненная меланхолии дань уважения покойному певцу Mother Love Bone Эндрю Вуду и отголосок их грядущего величия
Макс: «Впервые я услышал эту песню в саундтреке к фильму «Одиночки» (Singles), и ее мелодия мне прямо-таки запала в душу. Как-то раз мы играли несколько концертов с Alice In Chains и Оззи Осборном, и Лэйн нередко тусовался с нами в автобусе — он на самом деле был крутым парнем, душой любой компании. Что касается Оззи, то перед каждым выступлением его звукорежиссер использовал Would? для саундчека — не знаю, был ли он ими одержим или что-то в этом роде, но в некоторые дни он проигрывал их по пять или шесть раз подряд. К счастью, я люблю эту песню, так что был совсем не против».
Бенджи Уэббе (Skindred, Dubwar) — CHECK MY BRAIN
Сменивший Стейли за стойкой микрофона Уильям Дюваль сумел оставить след в истории группы эти громогласным синглом с альбома 2009 года Black Gives Way To Blue
Бенджи: «Я играю Check My Brain на каждом своем диджейском сете. Просто обожаю ее. А впервые я услышал ее в машине по дороге в Калифорнию. Она играла на радио, и я подумал: «Что это? Как круто!». Вид, открывшийся мне в этот момент по дороге из Малибу в Венецию, был при этом настолько же эпичен, так что эта песня всегда будет у меня ассоциироваться с ним».
Брендон Бойд (Incubus) — DAM THAT RIVER
Второй трек с альбома Dirt, который (возможно) был навеян убийцей с Грин-Ривер
Брендон: «Когда меня просят выбрать одну самую главную песню Alice in Chains, то это задача не из самых простых, уж поверьте, потому как я привык слушать их альбомы целиком, от начала и до финальных титров. Но мне нравится, как связка из Them Bones и Dam That River на альбоме Dirt берет слушателя в оборот. Я играл с ними песню Man In The Box на одном из частных шоу, и это стало одним из невероятных моментов в моей жизни. Настоящее событие».
Шейн Эмбери (Naplm Death) — ROTTEN APPLE
Лиричный настрой Jar Of Flies открывает слушателю совершенно иную сторону Alice In Chains
Шейн: «Alice In Chains мне понравились с первого же релиза, с Facelift: Man In The Box всегда крутили в [бирмингемском рок-клубе] Edwards. И Dirt был просто потрясающим, каждый трек на нем был великим хитом. Но EP Jar Of Flies сильно отличался от того, что они делали раньше. Он был мягким и лирическим; у него была своя атмосфера. Это была грустная музыка, и я думаю, что иногда мне самому было грустно, когда я ее слушал. Я видел их со Screaming Trees и Gruntruck в Palladium в Лос-Анджелесе. Из зала я наблюдал за ними, но был слишком застенчив, чтобы просто подойти и поздороваться. Мне жаль, что тогда я все-таки этого не сделал».
Элайджа Вит (Cane Hill) — NUTSHELL
Эта композиция с Jar of flies до сих пор считается самой мрачной из их бэк-каталога
Элайджа: ««Я думаю, что Jar Of Flies — лучший релиз Alice In Chains, потому что он показывает одновременно их разносторонность и последовательность — пусть и записанные в акустическом формате, эти песни сохраняют присущий музыке группы холод и мрак. Nutshell заставляет вас понять, каково это чувствовать себя одиноким и будто находиться в клетке, чьи прутья сотканы из твоих собственных пороков. Когда я услышал Alice In Chains впервые, я понял, что значит боль артиста. Во всем, что пел Лейн, чувствовалась боль. Если вы хотите услышать боль умирающего человека, Alice In Chains — это то, что вам нужно».
Джесси Лич (Killswitch Engage) — HEAVEN BESIDE YOU
Передышка от накачанной опиумом интенсивности одноименного третьего альбома Alice In Chains
«Я учился в последнем классе школы, когда впервые услышал Heaven Beside You. Мне нравились Alice In Chains, и я помню, как подумал: «О, эта песня другая, она медленнее и не такая тяжелая». Это мрачная поэзия, положенная на музыку — такую блюзовую атмосферу могут генерировать только Alice in Chains. Мне также нравится, что Джерри берет на себя ведущий вокал, и это действительно показывает его важность для звука и души группы. Многие люди опираются на наследие Лейна, и я понимаю почему, но без Джерри Кантрелла Alice in Chains тоже бы не случились. До сих пор они выпускают отличную музыку, и я буду оставаться их поклонником, пока они делают то, что у них лучшим образом получается».
Марк Тремонти ( Alter Bridge) — SUNSHINE
Катарсическая дань Джерри Кантрелла своей покойной матери Глории из дебютного альбома группы
Марк: «Alice In Chains всегда будут одной из моих любимых групп. Когда вышла пластинка Facelift, я долго время оставался под впечатлением от нее. Я слушал ее без конца около шести месяцев подряд. Особенно мне нравился припев на Sunshine. Она делала то же, что и все великие песни —от нее бегали мурашки по коже. Слушая ее, мне захотелось взять в руки гитару и написать собственную песню. Я уже говорил это раньше, но я абсолютно уверен в том, что Джерри Кантрелл — один из величайших авторов песен современного рока. Объедините его с Лейном Стейли, и волшебство неизбежно».
Кристиан Эндрю (Gojira) — GRIND
Окончательный ответ AIC всем хейтерам: «Не разумно планировать похороны, пока мое тело еще живо»
Кристиан: «Я и мой лучший друг проводили вечера, слушая музыку, и однажды вечером он позвал меня послушать новый «Dog Album» [одноименный третий альбом Alice In Chains с трехлапой собакой на обложке]. Он показался мне настоящим шедевром. Grind — первая песня, и она такая завораживающая. Когда я слушаю ее, то будто подвисаю в воздухе. Там всего один основной бит, но так много потрясающих мелодий и отличных гитарных соло. Для AIC было возможно все. Мне всегда нравилось это ощущение свободы».
Брент Смит (Shinedown) — DON’T FOLLOW
Губная гармошка для нехарактерно свежей акустической баллады, спетой на заднем дворе дома
Брент: ««EP Jar of Flies великолепен. Для группы, чьи песни были полны боли и мрачными образами, этот альбом был необычен, поскольку отличался беззаботным подходом и искренностью эмоций. Песня Don’t Follow всегда будет для меня особенной, так как она напоминает мне о моих ранних подростковых годах. Она акустическая, красивая и напоминает мне о более простых временах. Я люблю эту песню и всю ту ностальгию, которая с ней связана».
Эрик Бикерстаффе (Loathe) — STONE
Джерри Кантрелл написал рифф, пока восстанавливался после операции
Эрик: «Раньше я не особо обращал внимание на творчество Alice In Chains. Разве что их Them Bones попадалась мне на Guitar Hero. Но Stone (с альбома The Devil Put Dinosaurs Here) застала меня врасплох. То, как они подходят к мелодии, настолько абстрактно, в лучшем смысле этого слова. Басовый тон просто невероятен; гитарный рифф звучит потрясающе благодаря фразировке и бендам. Они не отходят от включения «неудобных» или менее традиционных приемов в свои припевы и их риффы звучат так тяжело».
Джеймс Монтейт (Tesseract) — DIRT
Лэйн утопает в грязи на монументальном заглавном треке второго альбома
Джеймс: «Навязчивые гармонии AIC — одна из их самых определяющих характеристик. Вступление к песне Dirt — прекрасный пример того, насколько мощно она звучит, и от этого интро до сих пор у меня мурашки по спине. Я помню, как впервые услышал его на чьей-то вечеринке, когда мне было лет 15. Я выпил несколько банок ужасного сидра, был слегка пьян, и когда услышал песню, она меня мгновенно зацепило. Сочетание нежной красоты с темными оттенками изменило для меня правила игры. Массивное откровение о том, как вы можете смешивать разные эмоции с достижением грандиозного эффекта».
Бретт Кемпбел (Pallbearer) — JUNKHEAD
Dirt достигает своей нижней точки: «Какой мой любимый наркотик / Ну, что у тебя есть?»
Бретт: ««Джерри Кантрелл — мастер написания простых, запоминающихся риффов, которые каким-то образом он намеренно извращает, чтобы сделать их уникальными. Прекрасным примером этого приема является Junkhead: заложенный в песню качающийся, шатающийся рифф, звучит так же охрененно, как и рассказчик песни. Лирика описывает наркомана, который принял свой образ жизни и наслаждается им, но музыкальная атмосфера деградировала и скисла. Это сопоставление, которое отлично работает. Блаженные гитарные гармонии в бридже предполагают эйфорию, вызванную наркотиками, которую испытывает рассказчик, но вскоре этот настойчивый рифф возвращает слушателя к мрачной реальности».
Конан Холл (Malevolence) — ALL I AM
Угрюмая баллада из альбома Rainier Fog 2018 года и доказательство того, что Alice In Chains все еще могут держать в напряжении
Конан: «Это одна из их новых песен, но она до сих пор воплощает в себе преисполненный печали гранж тех лет. Для меня эта жуткая, медленная баллада атмосферно и лирически является точкой осмысления группой своей карьеры, жизни; те шрамы и трудности, с которыми вы сталкиваетесь на пути; триумфы и падения, когда вы ловите себя на мысли о том, а кем вы, собственно, являетесь и чего достигли».
Скотт Йэн (Anthrax) — MAN IN THE BOX
Песня, благодаря которой Alice In Chains попала на MTV и отворила двери для гранжа
Скотт: «Мы готовили тур Clash Of The Titans с Anthrax, Slayer и Megadeth, и был не решен вопрос о группах поддержки. Дэйв Мастейн сказал: «Эй, зацените!» и вручил мне компакт-диск с первой записью Alice In Chains. Тогда я даже не слышал о них; подумал, что это какая-то очередная хэйр-метал-команда. Каково же было мое удивление, когда по дороге домой я послушал эту запись и понял, насколько же они хороши. Это был не трэш и не хард-рок 80-х. У них были риффы, хуки, вокал, но во всем этом была и поп-музыка — я имею в виду, что Man In The Box — это настоящая поп-песня с точки зрения аранжировки, но она чертовски тяжелая. Тяжелая, как и Black Sabbath.
«В этом была их особенность. В них была эта тьма и жестокость, но во всем этом сквозила и красота. Было так много дихотомий в том, что они делали, и в том, как жили. Я помню первое выступление, которое они отыграли в туре Clash Of The Titans, думал, что они будут просто шугейзить, но они прыгали и трясли головами — Лейн был прямо перед толпой. Он прыгал в толпу и дрался с людьми.
Вокруг них витает миф о том, будто их окружает тьма и мрак, но эти ребята были такими же болванами, как и все мы. Мы останавливались в одних и тех же отелях каждый день и много-много ночей проводили с ними за выпивкой. Ходили с ними на рыбалку. Но когда дело дошло до встречи с тысячами поклонников Slayer, Megadeth и Anthrax, они не отступили. Я очень уважал это тогда и ценю это до сих пор».
***
Спасибо, что читаете наш блог! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить наши новые публикации!
До встречи в других материалах про рок и метал: