Вот и подошел к концу очередной вело-сезон, хотя для некоторых он продолжается и зимой. Год был довольно непростым. Цены на запчасти и велосипеды, то взлетали, то опускались вниз. Дефицит наличия качественных запчастей чувствуется до сих пор, хотя в последнее время, появились новые каналы обхода санкций, и привоза хорошего железа с известных каждому вело-сайтов. Что будет в следующем году? Пока сложно что-либо спрогнозировать.
Но в конце сезона тоже есть свои плюсы. Самое время подумать об апгрейде своего байка, так как цены на железки, продаваемые на авито снижаются. Сегодня собрал очередной комплект колес для одного из постоянных клиентов. Рецепт колес довольно прост – жирные и мясные обода на 27,5т дюймов от британской фирмы FUNN (внешняя ширина 35 мм), спицы и латунные ниппеля от SAPIM (поскольку черный цвет сапимовских спиц на 274 и 274 мм в огромной редкости, их стоимость обошлась в цену одного из ободов, но это желание заказчика), хорошие и надежные втулки на промах от NOVATEK.
Общую стоимость сборки нет смысла называть, так как те кто разбираются итак поймут, те кто не разбирается не поймут. Скажу только что они равны стоимости Б/У велосипеда, типа Мериды или GT.
Зачем же собирать такие колеса, и чем они отличаются от заводских помимо стильного внешнего вида? Начнем с того, что сам велосипед, это своего рода конструктор для взрослых. Очень немногие производители, производят рамы на своих заводах. Очень многие, заказывают рамы и их покраску вместе с фирменными наклейками по каталогам азиатских производителей. Чем проще рама, чем меньше применяемых в её производстве технологий (гидроформинг, баттин и прочее), тем чаще её заказывают в качестве основной платформы для производства «своих» велосипедов. Но к любой раме, какой бы дешевой или дорогой она не была, требуются и остальные комплектующие. У брендовых производителей, которые дорожат своей репутацией, большая часть комплектующих имеет вполне приличное качество. Во всяком случае, покупаю велосипед от известного мирового производителя, вы можете быть уверенны в том, что у вас не сломается подседельный штырь, вынос или руль. Что ваша трансмиссия и тормоза, будут от проверенных временем марок. В целом, в средней ценовой категории все так и есть, и она во многом рассчитана на тех пользователей, для которых велосипед, является не более чем развлечение на выходных.
Обычно такие пользователи, не особо глубоко погружаются в информационные дебри и технические детали того, из каких именно компонентов состоит их велосипед. И ломается такой велосипед, спустя 2-4 года, с момента покупки, в отличии от дешевых марок, срок работы компонентов которых, в силу их наиболее низкой стоимости, максимум рассчитан на год активной езды. Спросите у вело курьеров, которые часто выбирают дешевые велосипеды, как часто они ломаются при постоянной нагрузке?
Почему так происходит? Потому что у каждой «железки» есть свой временный ресурс. Иначе бы достаточно было производить одну, максимум две серии переключателей и прочего, работают и хорошо. А если прибавить к этому ресурсу, условия эксплуатации, отсутствие понимания как нужно правильно и бережно пользоваться трансмиссией, и получим более длительный срок. Многие производители среднего ценового сегмента, пользуются отсутствием базовых знаний у вело-любителей, чтобы нещадно экономить на многих компонентах, и колеса не являются исключением. Зачем пользователю знать, что дешевые спицы могут лопнуть, напели закиснуть, а обода восьмерить и гнуться. Втулки и вовсе могут выходить из строя, по вполне объективным причинам. Иначе какой смысл в том, что существует огромнейшее количество производителей, которые делают все вышеперечисленное и продают это по отдельности, да еще в разных размерах, с применением различных технологий, стоимостью, зачастую превышающей стоимость самих велосипедов в стоке.
Дело тут вовсе не в маретинговых уловках. В первую очередь, подобный рынок ориентирован на профессиональные ниши, где надежность компонентов, является первоочередной. Для райдера, который прыгает на велосипеде с огромной высоты, не так уж важно какой красоты надпись на ободе или втулке, или какого они цвета. Для него главное, это чтобы во время приземления, ничего не сломалось и тем самым не привело к травме. Также, подобные компоненты созданы для тех, кто имеет больше требований к своему велосипеду, чем те, что были предоставлены производителем в стоке. Но такие требования, могут быть обусловлены только одним – личным опытом. Если вы не катаете постоянно, и за вашими плечами нет многокилометровых поездок на «дальняк», за пределами городской черты (где нет возможности загрузить свой байк постоянно в силу частых остановок), понимая зачем нужны такие компоненты само по себе не придет.
Любой бюджетный обод от надежного и проверенного временем бренда, собранный на хороших спицах, с нормальной втулкой, будет в разы надежнее чем стоковое колесо в заводской сборке. Так как цель производителей неизменна – экономия. Бывают и более качественные сборки с завода, но стоимость таких сборок зачастую превышает возможность сборки некоторых компонентов по отдельности. При этом не обязательно менять все сразу. Начните с тех узлов, которые вы считаете менее надежными в силу личного опыта.
Самыми простыми колесами считаются колеса собранные на ободах под ободные тормоза, и задней втулке под трещотку (комплект необслуживаемых звезд на 6-7 скоростей, которые накручиваются на ось втулки).
Основными недостатками таких колес, является наиболее примитивная система торможения (ободные тормоза неудобны в настройке, а также зависят от чистоты ободов, особенно в мокрую погоду). Кроме того, часть задней оси с правой стороны колеса находится под более сильной нагрузкой, так как вращается в пустом пространстве, равном ширине самого блока звезд. Из-за неравномерности нагрузки, ось очень быстро деформируется, и в последствии требует замены, а в случае нерегулярного ТО, сама втулка может выйти из строя, и потребует замены колеса в целом. Переспицовывать новую втулку такого же типа на старый обод не имеет смысла, так как стоимость работ, превышает стоимость самого колеса, на котором производитель постарался максимально сэкономить.
Более надежными, считаются колеса с использованием втулки на барабане, где комплект звезд (от 7 до 12 ск), надевается на барабан втулки, у которого нагрузка на ось, благодаря самой конструкции является равномерной. Кроме того, такие втулки чаще всего оборудованы креплением под 6-болтовой ротор, либо технологией «центр лок» от Шимано, где вместо болтов, тормозной диск крепится на шлицы, и фиксируется на втулке с помощью специальной гайки.
Недостатком таких втулок, чаще всего является тот факт, что подшипники в ней идут насыпные, что требует регулярного обслуживания (раз в год). Кроме того, и в этом случае производитель часто экономит на качестве спиц и ободов. При хорошем ударе, как правило такие обода уже не выправить.
Более надежный вариант колеса, это втулка с барабаном под кассету и дисковый тормоз, где вместо насыпных используются промышленные подшипники, которые менее часто нуждаются в обслуживании. Опять таки, если установлено всего два подшипника, то барабанная часть втулки, все равно будет идти на насыпных подшипниках. Радует лишь то, что используя втулки на промах, производитель ставит более или менее крепкие обода.
Наиболее совершенными являются втулки с использование 4-х и более промышленных подшипников, и количеством зацепов внутри барабана более 3-х. При этом втулки использующие сквозные оси (примечание: втулки использующие сквозные оси подходят только для тех рам, которые имеют соответствующий стандарт дропаутов (задних перьев)), являются наиболее надежными благодаря высокой торсионной жесткости и грамотному распределению нагрузок благодаря большому количеству подшипников. В таких случаях, производитель уже вынужден ставить хорошие обода и спицы, так как специфика таких велосипедов, предполагает более высокие нагрузки в отличии от обычного кросс-кантрийного катания. Вот мы и подобрались к самой сути.
А теперь представьте, что вы собираете колесо на ободе, который предназначен для экстремальных нагрузок, но вы продолжите катать на нём как обычно. Как вы думаете, во сколько раз увеличится живучесть данного колеса и его сопротивляемость восьмеркам и прочей деформации? Тоже самое можно отнести и ко втулкам, и к спицам. Но, собирать дорогое колесо на дешевых спицах, это заранее свести на нет весь смысл данной сборки.
Еще раз повторю, диапазон как производителей, так и характеристик ободов (ширина внешняя и внутренняя, конструкция стенок и прочее), спиц и втулок, довольно широк, что позволяет собрать колесо именно под свои требования (либо с запасом), в тот момент, когда вы решите, что заводские колеса являются недостаточно крепкими. Колеса, представленные на фото, и есть пример личных требований, которые оказались выше чем заводская сборка. К тому же у них есть возможность установки бескамерной покрышки, на тот случай если клиент захочет перейти на «бескамерку».
На этому у меня все! До новых встреч.
Влад
YASTREB CASTOM
P.S. Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
.. https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdX..
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom
#сборкаколес
#funnfuntom
#novatek
#sapim
#апгрейдвелоколес